Диагностика музыкальных способностей детей. Примерные задания для определения ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма Диагностический инструментарий музыкальных способностей

Рабочая программа принята малым педагогическим советом ДОУ, протокол № 4, от 12.05. 2010г.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

Для выявления и объективного оценивания уровня развития музыкальных способностей дошкольников (развитие ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма) использую методику О.П. Радыновой «Оценка музыкального развития ребёнка».

Диагностика музыкальных способностей детей

Группы

Ладовое чувство:

Музыкально-слуховые представления:

Чувство ритма:

Младшая группа

Внимание,

Просьба повторить,

Внешние проявления (эмоционально-двигательная активность ребёнка во время звучания музыки),

Узнавание знакомой мелодии.

Подпевание знакомой мелодии с сопровождением.

Воспроизведение в хлопках простейшего ритмического рисунка, мелодии из 3-5 звуков,

Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки,

Соответствие ритма движений ритму музыки.

Средняя группа

Внимание,

Просьба повторить,

Наличие любимых произведений,

Высказывания о характере музыки (двухчастная форма),

Определение, закончилась ли мелодия,

Определение правильности интонации в пении у себя и других.

Пение малознакомой попевки (после нескольких её прослушиваний) с сопровождением,

Воспроизведение хорошо знакомой попевки из 3-4 звуков на металлофоне.

Воспроизведение в хлопках, притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии,

Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки с контрастными частями,

Соответствие ритма движений ритму музыки (с использованием смены ритма),

Внимание.

Старшая, подготовительная группа

Внимание,

Просьба повторить,

Наличие любимых произведений,

Внешние проявления (эмоциональные),

Высказывания о музыке с контрастными частями,

Узнавание знакомой мелодии по фрагменту,

Определение, закончилась ли мелодия,

Окончание на тонике начатой мелодии.

Пение знакомой мелодии с сопровождением,

Пение знакомой мелодии без сопровождения,

Пение малознакомой мелодии без сопровождения.

Воспроизведение в хлопках, в притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии,

Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки с малоконтрастными частями,

Соответствие ритма движений ритму музыки (с использованием смены ритма).

Критерии оценки:

    Высокий уровень : внимательно, увлеченно слушает музыку; использует образную речь; определяет форму музыкального произведения; проявляет желание выражать характер музыки через пластику (движения выразительные, соответствуют характеру музыки); наличие любимых произведений; точное выполнение заданий.

    Средний уровень : слушает музыку, иногда отвлекается, не выражает особых эмоций; при определении характера музыки, использует одно – два определения; с незначительной помощью педагога определяет форму музыки; двигается, комбинируя знакомые образные танцевальные движения, но преобладает однообразная пластика; неточное выполнение заданий, иногда отказ от выполнения.

Виды музыкально-дидактических игр

Возраст детей

Развитие звуковысотного слуха

Развитие чувства ритма

Развитие динамического восприятия

Развитие тембрового восприятия

Развитие ладотонального и гармонического слуха

3 года

«Птицы и птенчики» Е.Тиличеевой с.22, (2)

«Кто по лесу ходит?», «Трубы и барабан»

Е.Тиличеевой (2)

«Тихие и громкие звоночки» Р.Рустамова, «Кто в домике живет?»

«Угадай на чем играю?» Е.Тиличеевой

«Курица и цыплята» Н.Кононовой с.24 (2)

4 года

«Лесенка» Е.Тиличеевой (1)

«Сыграй как я», «Учитесь танцевать» Н.Кононовой (2)

«Тише-громче в бубен бей» Е.Тиличевой

«Солнышко и дождик»

5 лет

«Качели», «Спите куклы» Е.Тиличеевой с.88 (4)

«Придумай ритм» Н.Кононовой (5)

«Громко-тихо запоем» Н.Кононовой с.42 (2)

«Угадай музыкальный инструмент», «Догадайся, кто поет?» Е.Тиличеевой

«Сколько нас поёт?»

6-7 лет

«Бубенчики» Е.Тиличеевой с.107 (1)

«Сыграй как я», «Учитесь танцевать» Н.Кононовой

«Охотники и зайцы» Е.Тиличеевой

«Волшебная посылка» (в ней 5 муз.инструментов); «Догадайся кто поет?»Е.Тиличеевой

«Ученый кузнечик»

Диагностическая карта музыкальных способностей детей

_______________________________ группа

п/п

Ф.И.ребенка

Ладовое чувство

Музыкально-

слуховые представления

Чувство ритма

Начало учебного года

Конец учебного года

Начало учебного года

Конец учебного года

Начало учебного года

Конец учебного года

Методическая литература

(основной инструментарий для диагностики)

    Анисимова Г.И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и подготовительная группы. – Ярославль: Академия развития, 2005. – 96 с., ил. – (Детский сад: день за днем).

    Беляева Л.С., Трудков А.М. Музыкально-педагогическая диагностика. Учебно-методическое пособие. – Мурманск: МГПИ, 2000.

    Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы музыкального руководителя. – М.: Просвещение, 1982.

    Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для студентов пед.институтов, учащихся пед.училищ и колледжей, музыкальных руководителей и воспитателей дет.сада / О.П.Радынова, А.И.Катинене, М.Л.Палавандишвили; Под ред. О.П.Радыновой. – М.: Просвещение: Владос, 1994. – 223 с.

Результаты диагностики за последние 5 лет:

Уровень

2006-07 уч.г.

2007-08 уч.г.

2008–09 уч.г.

2009-10 уч.г.

2010-11 уч.г.

и выше среднего

    Музыкально - образовательные технологии музыкального развития

Осуществляя цели и задачи образовательной области «Музыка», использую различные формы специально организованной образовательной и музыкально-досуговой деятельности дошкольников, где широко применяю современные методы развивающего обучения :

Специально организованная музыкально-образовательная деятельность

Музыкально-досуговая деятельность

По структуре

Музыкально-просветительская

Познавательно-зрелищная

Творческая

Развлекательная

Фронтальные

Подгруппами Индивидуальные

Тематические

Интегрированные

Комплексные

Доминантные

Музыкальные беседы (беседы о музыке),

музыкально-литературные композиции (вечера), концерты-загадки,

музыкальный музей

Праздник музыки, концерты с участием учащихся музыкальной школы, музыкальные конкурсы и викторины

Кукольный театр «Петрушка», оркестр детских музыкальных инструментов, музыкально-театрализованные игры, музыкально-дидактические игры, драматизации,

инсценировки.

Праздники, развлечения, утренники, музыкальная игротека, театрализованные развлечения, фольклорные и народные праздники

В специально организованной музыкально-образовательной деятельности создаётся для дошкольников увлекательная атмосфера поисковых и проблемных ситуаций, которая побуждает к творческой самостоятельности, требует активного музыкального мышления, слухового внимания, быстроты ориентировки, способствует развитию детской самостоятельности во всех видах деятельности.

Для полноценного развития каждого ребенка, укрепления его психического и физического здоровья, формирования привычки к здоровому образу жизни организована музыкально-оздоровительная работа в ДОУ. Использование технологий здоровьесбережения эффективно при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. Успех музыкально-оздоровительной работы невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование в группе.

Виды используемых в музыкальной деятельности здоровьесберегающих технологий представлены в таблице:

Виды здоровьесберегающих технологий

Задачи

Примеры

Валеологические песенки-распевки

С них начинаются все музыкальные занятия. Поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональные климат на занятии, подготавливают голос к пению.

Доброе утро!

Доброе утро! (поворачиваются друг к другу)
Улыбнись скорее! (разводят руки в стороны)
Будет веселее. (хлопают в ладоши)
Мы погладим лобик, носик и щечки. (выполняют движения по тексту)
Разотрем ладошки (движения по тексту)
Ушки мы теперь потрем (потирают ушки)
И здоровье сбережем. (разводят руки в стороны)
Улыбнемся снова,
Будьте все здоровы!

Дыхательная гимнастика

Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани; способствует восстановлению центральной нервной системы; улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание; исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

"Цветок".

(упражнение направленно на достижение дыхательной релаксации за счет физиологического рефлекса, в результате которого при вдохе носом происходит расслабление гладкой мускулатуры бронхов).

И.П. - стоя. Руки опущены. Глаза закрыты. Делается медленный вдох, будто вдыхается аромат цветка. Это упражнение рекомендуется выполнять рано утром, повернувшись к солнцу.

Артикуляционная гимнастика

Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

"Жаба Квака"

(комплекс упражнений для мышц мягкого нёба и глотки)

Жаба Квака с солнцем встала, (потягиваются, руки в стороны) с ладко-сладко позевала. (дети зевают)
Травку сочную сжевала (имитируют жевательные движения, глотают) д а водички поглотала, на кувшинку села, песенку запела: "Ква-а-а-а! (произносят звуки отрывисто и громко)
Квэ-э-э-! Ква-а-а-а!
Жизнь у Кваки хороша!

Оздоровительные и фонопедические упражнения

Разработки В.Емельянова, М.Картушиной способствуют укреплению хрупких голосовых связок детей, проводятся для подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей, корректируют произношение звуков.

"Динозаврик"

Четыре динозаврика, ура, ура, ура!
Мы любим петь и танцевать, тарам-па-ра-ра-ра!
Смешные мы, хорошие, мы любим пошалить!
И мы все время заняты, нам некогда грустить!

Игровой массаж

Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.

1-я точка: "В гости к бровкам мы пришли, пальчиками их нашли"

2-я точка: "Пальчиком нашли мосток, по нему мы скок-поскок"

3-я точка: "Опустились чуть-чуть ниже и на пальчики подышим"…и т.д.

Пальчиковые игры

Игры позволяют разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. Они развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластинку с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.

"Кошка"

Посмотрели мы в окошко (пальцами обеих рук делают "окошко")
По дорожке ходит кошка ("бегают" указательным и средним пальцами правой руки по левой руке)
С такими усами! (показывают "длинные усы")
С такими глазами! (показывают "большие глаза")
Кошка песенку поет, (хлопки в ладоши)
Нас гулять скорей зовёт! ("зовут" правой рукой)

Речевые игры

Позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства. Эффективно влияют на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.

"Дождь"

Дождь, дождь, дождь с утра. (хлопки чередуются со шлепками по коленям)
Веселится детвора! (легкие прыжки на месте)
Шлёп по лужам, шлеп-шлеп. (притопы)
Хлоп в ладоши, хлоп-хлоп. (хлопки)
Дождик, нас не поливай, (грозят пальцем)
А скорее догоняй! (убегают от "дождика")

Музыка в повседневной жизни дошкольника

Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия проводится педагогами ДОУ в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности.

Музыка для встречи детей и их свободной деятельности (И.С.Бах. "Шутка", И.Брамс. "Вальс", А.Вивальди "Времена года",

"Антошка" В.Шаинский, "Веселые путешественники" М.Старокадомский и др.)

Музыка для пробуждения после дневного сна (Э.Григ "Утро", А.Дворжак "Славянский танец", К.Сен-Санс "Аквариум" и др.)

Музыка для релаксации (Т.Альбиони "Адажио",

Л.Бетховен "Лунная соната",

К.Глюк "Мелодия", К.Сен- Санс "Лебедь" и др.)

Использование текстовой, звуковой, графической и видеоинформации в музыкально-образовательной деятельности дошкольников обогащают методические возможности занятий, придают им современный уровень; служат средством активизации познавательной деятельности воспитанников; средством реализации их творческого потенциала; способствуют воспитанию интереса к музыкальному искусству, формированию духовного мира детей; активизируют стремление учащихся к самостоятельному изучению предмета; развивают умение ориентироваться в широком объёме информации, анализировать её, выделяя существенное.

деятельности , а также его нравственную позицию. В.А.Сластёнин рассматривает профессиональную компетентность ...

  • Педагогические условия обеспечения личностно-профессионально ориентированного обучения

    Документ

    И эффективность использования каждой из технологий. Но для того, чтобы определять уровень профессиональной компетентности в реальной профессиональной деятельности ...

  • Методический материал для подготовки к экзамену по педагогике

    Закон

    ... профессиональная компетентность» как готовность и способность специалиста принимать эффективные решения при осуществлении профессиональной деятельности . Профессиональная компетентность ... портфолио дает возможность включить механизмы самооценки ...

  • Диагностика музыкального развития

    Проблема диагностики музыкальных способностей остается наиболее актуальной для современной психолого-педагогической науки несмотря на то, что первая попытка ее решения датирована 1883 г. и принадлежит К. Штумпфону - основоположнику музыкальной психологии. Почему же и сегодня эта проблема является актуальной?

    Во-первых , потому, что до сих пор проблемой остаются сами музыкальные способности, структура музыкальности человека.

    Во-вторых , музыкальные способности представляют собой сложное сочетание природного (врожденного), социального и индивидуального.

    В-третьих , потому, что проявление способностей всегда индивидуально, что должно найти отражение в диагностике, интерпретации ее результатов.

    В-четвертых , существующие диагностики требуют в одних случаях уточнения, а в других и поиска новых адекватных диагностических методов.

    Прежде всего уточним роль диагностики музыкальных способностей, т. е. ответим на вопрос: для чего она нужна?

    Изучение музыкальных способностей позволит целостно и синтетически изучить своеобразие музыкальности ребенка и определить индивидуальный путь ее формирования в детском саду.

    Назначение диагностики музыкальных способностей дошкольников связано с исследованием музыкальности ребенка, изучением ее индивидуальной структуры. Результаты диагностики позволят педагогам грамотно развивать музыкальные способности ребенка в логике его индивидуального развития, его индивидуальных возможностей.

    В современной научно-педагогической литературе выделены основополагающие характерные признаки педагогической диагностики

    1. Педагогическая диагностика учитывает те изменения качеств личности, которые происходят под влиянием целенаправленного образовательного процесса.

    2. Педагогическая диагностика подходит к исследованию не только ради изучения, но и ради преобразования. Таким образом, педагог выступает одновременно в роли диагноста и в роли исполнителя его рекомендаций.

    3. Педагогическая диагностика всегда персональна.

    С учетом выделенных принципов основными задачами диагностики музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста становятся:

    1. изучение субъектных особенностей и возможностей дошкольников в музыкальной деятельности;

    2. изучение своеобразия музыкального опыта ребенка и музыкальной субкультуры, подразумевающей исследование особенностей детских музыкальных интересов и предпочтений в музыкальных видах деятельности ребенка в детском саду и дома; изучение общих и специальных музыкально-исполнительских, музыкально-творческих умений дошкольников;

    3. изучение своеобразия музыкальности дошкольников определенного возраста;

    4. изучение особенностей самовыражения и самопроявления ребенка с помощью музыки;

    5. изучение особенностей отношения педагога дошкольного образования к музыкальному искусству, к детской музыкальной деятельности; изучение особенностей профессиональной компетентности;

    6. изучение эффективности педагогических условий, содействующих музыкальному воспитанию и развитию дошкольников, и индивидуально ребенка в реальном педагогическом процессе.

    Наличие такой диагностики позволит педагогу грамотно осуществить процесс музыкального воспитания и развития, сделать его максимально результативным, базирующимся:

    1. на результатах самоанализа музыкальной культуры педагога и его профессиональной компетентности;
    2. на представлениях о своеобразии ребенка как субъекта детской музыкальной деятельности;
    3. на представлениях об особенностях музыкального опыта детей определенного дошкольного возраста и конкретного ребенка;
    4. на представлениях о музыкальности и музыкальных возможностях и способностях каждого дошкольника;
    5. на информации об условиях педагогического процесса;
    6. на прогнозе развития музыкальной деятельности детей и развития индивидуальности каждого ребенка средствами этой деятельности в педагогическом процессе ДОУ.

    Таким образом, диагностика позволит воспитателю, музыкальному руководителю, родителям спроектировать целостный, но при этом вариативный процесс музыкального воспитания и развития-дошкольника в образовательном учреждении, в котором будут созданы педагогические условия, позволяющие каждому ребенку максимально самопроявиться, раскрыться, а значит, развиться.

    Все диагностические задания в дошкольном возрасте проводятся в игровой форме.

    В диагностике музыкального воспитания и развития дошкольников можно выделить два основных направления: диагностика музыкальных способностей детей и диагностика детской музыкальной деятельности.

    Диагностика музыкальных способностей

    Музыкальные способности - это совокупность (система) психомоторных,чувственно-эмоциональных и рациональных функциональных свойств индивида, проявляющихся в его эмоциональной отзывчивости на музыку и успешной реализации музыкальной деятельности.

    В изучении музыкальных способностей необходимо применять не только специфические (собственно музыкальные)методы, но и общепсихологический инструментарий исследования свойств личности.

    Диагностика музыкальных способностей включает в себя диагностику:

    1. чувства темпа и метроритма
    2. ладового чувство
    3. звуковысотного чувства(мелодического и гармонического слуха)
    4. чувства тембра
    5. динамического чувства
    6. чувства музыкальной формы
    7. эмоциональной отзывчивости на музыку
    8. когнитивного, операционального и мотивационного компонентов музыкально-эстетических вкусов детей

    Каким же образом осуществляется диагностика музыкальных способностей дошкольника в детском саду?

    В диагностике, предложенной Н. А. Ветлугиной в пятидесятые годы прошлого столетия, есть много идей, которые требуют возрождения и возвращения в современную практику детского сада. Так, например, в изучении музыкальных способностей особое внимание уделялось поведению детей, описанию их индивидуальных особенностей, проявлений музыкальности, которые составлял воспитатель, наблюдая за ребенком в повседневной жизнедеятельности и в процессе музыкальных занятий.

    Для диагностики исследователем использовались музыкальные игры и игровые задания, организованные в форме занятий с небольшой подгруппой детей (3 - 4 человека). Позднее для диагностики музыкальных способностей детей создавались специальные музыкальные инструменты и пособия, к которым, безусловно, следует отнести «Музыкальный букварь» (М., 1989), заслуживающий высокой педагогической оценки. Именно это пособие мы рекомендуем использовать прежде всего педагогам дошкольного образования и родителям, стремящимся изучить музыкальность ребенка, понять ее особенности.

    К способам обследования музыкальных явлений Н. А. Ветлугина относит: вслушивание, узнавание свойств музыкальных звуков; сравнивание их по сходству и контрасту; различение их выразительного значения; их воспроизведение с одновременным слуховым контролем в певческих интонациях, игре на инструментах, выразительных ритмических движениях; комбинирование звуковых сочетаний; сопоставление с принятыми эталонами.

    Показатели проявления музыкальных способностей детей в процессе музыкальных игр по Н. А. Ветлугиной следующие.

    1. Способность воспринимать музыку, чувствовать ее ритмическую выразительность, непосредственно и эмоционально откликаясь на нее, выражающаяся:

    1. в заинтересованном, внимательном слушании музыки, о чем можно судить при наблюдении внешнего поведения детей;
    2. в различении изменений в музыке, чередования ее выразительных средств;
    3. в улавливании линии развития художественных образов, последовательности «музыкального рассказа».

    2. Способность выразительно, непринужденно, ритмично двигаться под музыку, проявляющаяся:

    1. в увлеченности движением под музыку, в готовности выполнять поставленные задачи, связанные с музыкой и движением;
    2. в непосредственной, искренней передаче игрового образа, в попытках воплотиться в этот образ, в поисках правдивых, естественных движений, соответствующих характеру музыки и сюжету игры;
    3. в произвольности движений (умении подчинять их ритму музыки, «укладывать» во времени и пространстве, проявляя при этом быструю реакцию, инициативу, находчивость);
    4. в ритмичности движений, свидетельствующей о правильных ощущениях метроритмической пульсации, ритмического рисунка, акцентов, сильных долей метра, музыкальной формы; в проявлении творческой инициативы, выдумки, выражающейся в придумывании, «сочинении» отдельных элементов игры.

    3. Способность оценивать красивое в музыке и движении, ритмическую выразительность, проявлять музыкальный вкус в пределах, возможных для данного возраста, которая выражается:

    1. в свободном различении характера музыки и связи его с характером движения;
    2. в правильном различении формы произведения, наиболее ярких средств его выразительности в сочетании с аналогичными особенностями движения;

    В большей степени хотелось бы обратить внимание на диагностику музыкального опыта дошкольников, включающую в себя изучение:

    1. опыта эмоционально-ценностного отношения ребенка к музыке, т.е. интереса к музыке, детских музыкальных предпочтений и вкусов дошкольника, личностной включенности в музыкальную культуру;
    2. опыта знания музыки, т. е. музыкального кругозора ребенка (ориентации в музыкальных произведениях) и элементарной музыкальной эрудиции;
    3. опыта умений взаимодействовать с музыкой, а именно обобщенных способов музыкальной деятельности детей, необходимых в любом виде музыкальной деятельности (адекватно реагировать на характер музыки; осуществлять художественно-эмоциональное восприятие музыкального образа; понимать - декодировать музыкальный образ; деятельностно выражать эмоциональное отношение к музыкальному образу; интерпретировать музыкальные образы в разных видах художественной и игровой деятельности); сюда же входят специальные (технические) умения детей - певческие, инструментальные, танцевальные, изучение которых осуществляется в процессе диагностики музыкальных способностей дошкольников и при целенаправленном наблюдении музыкальным руководителем детского сада в течение учебного года;
    4. опыта творческой деятельности или творческого включения в музыкальную деятельность, который накапливается в процессе активного участия ребенка в разных видах музыкальной деятельности; сюда же входят интерпретации музыкальных образов в доступных и интересных видах деятельности, попытки музыкального сочинительства.

    Примерные задания для диагностики музыкальных способностей

    Диагностика метрического чувства

    «Шаги великана, Саши и гнома»

    Цель: выявление уровня развития чувство метра.

    Стимулирующий материал: часы-будильник (метроном) и обозначенные на полу следы, показывающие направление дорожки. Расстояние между ними соответствует свободному шагу ребенка (15-20см) Всего 16 следов-шагов. Дорожка выложена с разворотами после каждого 4-го шага (например по периметру квадрата). Музыка в размере 4/4 в умеренном темпе.

    Музыкальный руководитель: Давай поиграем с тобой в сказочные шаги. В стране Часов все жители ходят как часы (ребенку в руки дается будильник, ход которых «Тик-так» отчетливо слышен, или рядом ставится метроном) Мальчик Саша ходит спокойно (педагог демонстрирует: шаг – на звук часов «тик» и приставной шаг на звук часов «так»), шаги его маленького друга-гнома подвижные и игривые (на звук часов «тик» – шаг и приставной шаг, на ход «так» – то же самое). Великан ходит степенно, важно (один шаг на ход часов «тик-так» и один приставной шаг на следующий временной ход «тик-так»).

    Звучит музыка в размере 4/4 в умеренном темпе. Ребенок шагает четыре такта как Саша, четыре такта как гном и четыре такта как великан.

    Критерии оценки:

    3 балла – точное обозначение шагов «великана, Саши и гнома» на протяжении всех 4 «тактов» (такт равен четырем шагам, всего 16 приставных шагов);

    2 балла – воспроизведение шагов с двумя, тремя нарушениями метрической координации. (допустимые границы нарушений – от 2 до 8 несвоевременных шагов из 16);

    1 балл – сбивчивое метрическое исполнение шагов (от 9 до 12 несовпадений).

    Диагностика чувство ритма

    Цель: выявить уровень развития чувства ритма.

    Музыкальный руководитель: Прохлопай пожалуйста (или простучи), ритм исполняемых на инструменте мелодий. (Вначале показывается образец исполнения ритма, чтобы убедится в правильности понимания ребенком смысла задания).

    Критерии оценки:

    1 балл – слабый уровень ритмической регуляции. Ровный ряд половинных длительностей, ровный ряд четвертных длительностей.

    2 балла – средний уровень ритмической регуляции. Умение использовать половинные, четвертные, восьмые длительности и ноты с точкой, т.е. элементы пунктирного ритма.

    3 балла – высокий уровень ритмической регуляции. Использование пунктирного, синкопированного ритма и пауз.

    Диагностика звуковысотного слуха

    «Кот и котенок»

    Цель: выявить уровень сформированности звуковысотного чувства соотношений высоты звуков.

    Музыкальный руководитель: Кот и котенок потерялись в темном лесу. Послушай, так мяукает кот (исполняется до первой октавы), а тка – котенок (исполняется соль первой октавы). Помоги им найти друг друга. Скажи когда мяукает кот, а когда котенок.

    Исполняются последовательно звуки.

    № задания

    Предъявляемые звуки

    Присуждаемый балл

    Правильный ответ

    1.1.

    Ми1 – соль2

    Кот – котенок

    1.2.

    Соль2 – фа1

    Котенок – кот

    1.3.

    Фа1 – фа2

    Кот – котенок

    2.1.

    Фа2 – соль1

    Котенок – кот

    2.2.

    Ми2 – соль1

    Котенок – кот

    2.3.

    Ля1 – ми2

    Кот – котенок

    3.1.

    Ля1 – ре2

    Кот – котенок

    3.2.

    Ре2 – си1

    Котенок – кот

    3.3.

    До2 – си1

    Котенок – кот

    Алгоритм предъявления теста и критерии оценки: вначале дается задание 1.3. Далее, в случае правильного ответа – задание 2.3, затем задание 3.3. Если ответ ребенка оказывается неверным, задание упрощается – 1.2. (где за каждый правильный ответ присуждается 2 балла), если же и это задание выполняется неверно, дается задание 1.1. (1 балл) и так по каждому блоку.

    Диагностика динамического чувства

    Чувство динамики определяется адекватной слухомоторной реакцией индивида на силу воздействующего звука как в контрастном его предъявлении, так и в постепенном усилении (крещендо) или ослаблении (диминуэндо) динамики звучания.

    Цель: определение способности адекватной аудиально-моторной реакции на динамические изменения инструментального и вокально-инструментального стимула.

    Музыкальный руководитель: Давай поиграем с тобой в «громко-тихо». Я буду играть на фортепиано, а ты на барабане. Играй как я: я – громко и ты – громко, я тихо и ты тихо (исполняется пьеса А.Александрова «Барабан»). Адекватное исполнение контрастной динамики «форте – пиано» оценивается в 1 балл.

    А теперь музыка будет постепенно усиливаться или затихать. Тебе надо будет так же исполнить ее на барабане. (исполняется пьеса Э.Парлова «Марш»). Адекватное исполнение 1-й фразы в динамике «крещендо» оценивается в 2 балла и 2-й фразы – «диминуэндо» оценивается в 2 балла.

    Критерии оценки:

    1 набранный балл – слабый уровень развития динамического чувства, оценивается как 1 балл.

    2 – 3 набранных балла - средний уровень развития динамического чувства, оценивается как 2 балла.

    4 – 5 набранных баллов - высокий уровень развития динамического чувства, оценивается как 3 балла.

    Диагностика ладово-мелодического чувства

    «Девочки-припевочки»

    Цель: выявить уровень развития ладово-мелодического чувства, рефлексивной способности различать ладовые функции мелодии.

    Музыкальный руководитель: Я сыграю песенки веселой и грустной девочек, а ты послушай внимательно скажи, - какую песенку пела веселая, а какую грустная девочка.

    Составляют попевки, по принципу контраста-сопоставления ладовых функций мелодии. Предъявляются три мелодии попевки. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.

    Критерии оценки:

    1 балл – низкий уровень развития ладово-мелодического чувства. Ребенок неправильно определил все мелодии или определил правильно только одну.

    2 балла – средний уровень развития ладово-мелодического чувства. Ребенок дал два верных ответа.

    3 балла – высокий уровень развития ладово-мелодического чувства. Ребенок дал все правильные ответы.

    Диагностика музыкальной деятельности

    Она включает в себя диагностику умений и навыков по всем разделам музыкальной деятельности:

    1. Восприятие
    2. Развитие музыкального слуха и голоса
    3. Пение
    4. Музыкально-ритмические движения
    5. Музицирование
    6. Музыкальное творчество

    Примерные задания для диагностики музыкальной деятельности

    I Младшая группа

    Исследуемый показатель

    Задания

    Оценка

    Репертуар

    Начало года

    Конец года

    1.Восприятие

    1.1.Прослушать музыкальное произведение (песню)

    3 балла – ребенок выражает свои эмоции в соответствии с характером произведения

    «Медведь идет»

    Е.Тиличеевой

    «Белочка» М.Красева

    2.Пение

    2.1.Подпевание знакомой песни в сопровождении

    3 балла – подпевает, правильно интонируя 1,2 звука

    2 балла – проговаривает слова песни в ритме

    1 балл – не подпевает

    «Петушок» р.н.п. обр. Красева

    «Белые гуси» М.Красева

    3.Чувство ритма

    2 балла – воспроизводит метр

    П/и «Ударим в ладошки»

    П/и «Повторяй за мной»

    3.1.Соответствие движений характеру музыки

    3 балла - соответствуют

    1 балл – не соответствуют

    «Ноги и ножки» В.Агафонниковой

    «Ходим-бегаем» Е.Тиличеевой

    Низкий уровень 1 – 1,7

    Средний уровень 1,8 – 2,4

    Высокий уровень 2,5 – 3

    II Младшая группа

    Исследуемый показатель

    Задания

    Оценка

    Репертуар

    Начало года

    Конец года

    1.Восприятие

    1.1. Прослушать музыкальное произведение (песню), эмоционально отзываться на музыку

    3 балла – слушает внимательно, выражает свои эмоции в соответствии с характером произведения

    2 балла – незначительно выражает эмоции, отвлекается

    1 балл - равнодушен к звучащей музыке

    "Зайка" р.н.м. Обр. Александрова

    "Котик заболел",

    "Котик выздоровел"

    Гречанинов

    1.2. Узнавание знакомой песни

    3 балла – по мелодии

    2 балла – по словам

    1 балл – не узнал

    «Петушок» р.н.п. обр. М.Красева

    «Зима прошла» Н. Метлова

    2.Пение

    2.1.Пение знакомой песни в сопровождении

    3 балла – интонирует всю мелодию

    2 балла – частично интонирует мелодию

    1 балл – не интонирует

    «Колыбельная зайчонка» Карасевой

    «Солнышко» Гомоновой

    3.Чувство ритма

    3.1. Воспроизвести хлопками простейший ритмический рисунок мелодии (3-5 звуков)

    3 балла – воспроизводит ритм точно

    2 балла – воспроизводит метр

    1 балл – беспорядочные хлопки

    Д/и «Повторяй за мной»

    Д/и «Три медведя»

    3.2.Соответствие движений характеру музыки

    3 балла - соответствуют

    2 балла – частично соответствуют

    1 балл – не соответствуют

    «Медведи»

    Е.Тиличеевой

    «Марш» Э.Парлова

    «Пляска с платочками» Т. Ломовой

    «Бег» Т.Ломовой

    3.3.Соответствие движений ритму музыки

    3 балла – соответствует

    1 – не соответствует

    «Сапожки» р.н.м.

    «Топающий шаг» Раухвергера

    Низкий уровень 1 – 1,7

    Средний уровень 1,8 – 2,4

    Высокий уровень 2,5 – 3

    Средняя группа

    Исследуемый показатель

    Задания

    Оценка

    Репертуар

    Начало года

    Конец года

    1. Восприятие

    2 балла – чувствует только общий характер, настроение

    1 балл - не чувствует характер музыки

    П.И.Чайковский «Игра в лошадки» («Детский альбом»)

    Чайковский «Подснежник»

    1.2. Узнавание знакомой мелодии по фрагменту

    3 балла – узнал самостоятельно

    2 балла – с помощью

    1 балл – не узнал

    «Спи моя радость усни» В.А.Моцарт

    «Солнышко» Е.Гомоновой

    1.3. Наличие любимых произведений

    3 балла – есть любимые мелодии

    2 балла – одна любимая мелодия

    1 балл нет любимых мелодий

    2. Звуковысотный слух

    2 балла – 1,2 ошибки

    1 балл – не ощущает

    «Василек» Р.н.п.

    «Конь» Тиличеевой

    2.2. Определение регистров

    1 балл не определил

    Д/и «Кто поет?»

    Д/и «Веселые гудки»

    2.3. Определение направления мелодии

    3 балла – определил верно (самостоятельно)

    2 балла – определил верно (с помощью)

    1 балл не определил

    Д/и «Лесенка»

    Д/и «Лесенка»

    3. Пение

    «Листики» Гомоновой

    «Веснянка» Е.Шаламоновой (М/п 3/2008)

    3.2. Пение мало знакомой попевки с сопровождением

    1 балл – не интонирует

    «Курица» Тиличеевой

    «Барабан» Тиличеевой

    4. Чувство ритма

    4.1. Воспроизвести ритмический рисунок попевки на ударных инструментах

    3 балла – воспроизводит ритм точно

    2 балла – воспроизводит метр

    «Василек» Р.н.п.

    «Труба» Тиличеевой

    3 балла - соответствуют

    2 балла – частично соответствуют

    1 балл – не соответствуют

    «Парная пляска» Т. Беренс

    «Шаг с высоким подьемом ног и поскоки) Ломовой

    3 балла – соответствует

    2 балла – частично соответствует

    1 – не соответствует

    «Поскачем» Т.Ломовой

    «Побегаем, попрыгаем» Соснина

    5. Музыкальное творчество

    5.1. Выразительность движений в знакомом танце

    «Пляска с листочками» Т.Беренс

    «Полька» Штальбаум

    5. 2. Импровизация

    2 балла – с помощью

    1 балл – не справился

    П/и «Воробушки и кошка»

    П/и «Кошка и мышки»

    Низкий уровень 1 – 1,7

    Средний уровень 1,8 – 2,4

    Высокий уровень 2,5 – 3

    Старшая группа

    Исследуемый показатель

    Задания

    Оценка

    Репертуар

    Начало года

    Конец года

    1. Восприятие

    1.1. Прослушать музыкальное произведение, определить характер музыки

    3 балла – чувствует характер музыки, ассоциации с образом

    2 балла – чувствует только общий характер, настроение, высказывается с трудом

    1 балл - не чувствует характер музыки, не высказывается

    П.И.Чайковский

    «Болезнь куклы»

    Г.Свиридов

    «Парень с гармошкой»

    1.2. Определить жанр музыкального произведения

    3 балла – самостоятельно

    2 балла – с помощью

    1 балл – не определил

    Д/и «Музыкальный светофор»

    Д/и «Три кита»

    1.3. Выбрать из нескольких иллюстраций одну, подходящую к произведению

    3 балла – выбрал правильно самостоятельно

    2 балла – выбрал правильно с помощью

    1 балл – выбрал не правильно

    П.И.Чайковский

    «Новая кукла»

    П.И. Чайковский

    балет «Лебединое озеро» «Танец лебедей»

    2. Звуковысотный слух

    2.1. Ощущение тоники (закончена ли мелодия) 5 мелодий

    3 балла – правильно ощущает тонику

    2 балла – 1,2 ошибки

    1 балл – не ощущает

    «Цирковые собачки» Тиличеевой

    «Дятел» Н.Леви

    2.2. Определение регистров чистых и смешанных

    3 балла – определил верно (самостоятельно)

    2 балла – определил верно (с помощью)

    1 балл - не определил

    Д/и «Кто поет?»

    Д/и «Веселые гудки»

    3 балла – определил верно (самостоятельно)

    2 балла – определил верно (с помощью)

    1 балл - не определил

    Д/и «Сколько нас?»

    Д/и «Сколько нас?»

    3. Пение

    3.1. Пение знакомой песни в сопровождении

    3 балла – чисто интонирует всю мелодию

    2 балла – чисто интонирует только отрезки

    1 балл – интонирует только общее направление мелодии

    «Дождик» А.Понамаревой

    «Зима проходит» р.н.п.

    (М/р 1/2008)

    3 балла – чисто интонирует всю мелодию

    «А воробьи чирикают» Т.Тряпицыной

    (М/П №4 2008)

    «Весна» И.Меньших (М/р2/2008)

    3 балла – чисто интонирует всю мелодию или отрезки

    2 балл – интонирует только общее направление мелодии

    1 балл – не интонирует

    «Смелый пилот» Тиличеевой

    «Артистка» Кабалевский

    4. Чувство ритма

    3 балла – воспроизводит ритм точно

    2 балла – воспроизводит метр

    1 балл – действует беспорядочно

    Д/и «Веселые подружки»

    Д/и «Передай ритм»»

    4.2. Соответствие движений характеру музыки с контрастными частями

    3 балла - соответствуют

    2 балла – частично соответствуют

    1 балл – не соответствуют

    «Шаг с высоким подьемом ног и поскоки» Т.Ломовой

    «Потопаем-покружимся»

    Т.Ломовой

    4.3. Соответствие движений ритму музыки (с использованием смены ритма)

    3 балла – соответствует

    2 балла – частично соответствует

    1 – не соответствует

    «На лошадке» В.Витлина

    «Веснянка» (у.н.м)

    5. Музыкальное творчество

    3 балла – исполняет движения выразительно, эмоционально

    2 балла – исполняет движения менее выразительно и не эмоционально

    1 балл – исполняет движения не выразительно и не эмоционально

    «Ах, вы сени» р.н.м.

    «Во саду ли, в огороде» р.н.п.

    5. 2. Импровизация

    3 балла – выразительно, оригинально, эмоционально, самостоятельно

    2 балла – с помощью

    1 балл – не справился

    П/и «Заинька, выходи»

    П/и «Кошка и мышка»

    Низкий уровень 1 – 1,7

    Средний уровень 1,8 – 2,4

    Высокий уровень 2,5 – 3

    Подготовительная группа

    Исследуемый показатель

    Задания

    Оценка

    Репертуар

    Начало года

    Конец года

    1. Восприятие

    1.1. Прослушать музыкальное произведение, сделать его анализ (характер, жанр, ритм, темп, динамика)

    3 балла – ребенок проанализировал муз. произведение самостоятельно

    2 балла – ребенок проанализировал муз. произведение с помощью взрослого

    1 балл - ребенок не смог дать характеристику произведению

    П.И.Чайковский «Спящая красавица»

    «Вальс»

    П.И. Чайковский «Щелкунчик» «Вальс цветов»

    1.2. Из двух прозвучавших произведений выбрать одно, подходящее к картинке

    3 балла – выбрал правильно и обосновал свой выбор

    2 балла – выбрал правильно, но не обосновал

    1 балл – не смог выбрать правильно

    Д.Кабалевский «Упрямый братишка», «Печальная история» (соч.27)

    П.И. Чайковский «Щелкунчик» «Марш», «Танец феи Драже»

    1.3. Из нескольких прозвучавших произведений назвать близкие по жанру (форме, ритму)

    3 балла – назвал самостоятельно

    2 балла – назвал с помощью

    1 балл – не назвал

    Д/и «Удивительный светофор»

    П/и «Три кита»

    2. Звуковысотный слух

    2.1. Определить направление и характер движения мелодии (плавно, легато, стаккато)

    3 балла – правильно ощущает тонику

    2 балла – 1,2 ошибки

    1 балл – не ощущает

    Д/и «Домик крошечка»

    Д/и «Музыкальные птенчики»

    2.2. Подобрать знакомые мелодии на мелодических инструмента

    3 балла – побрал самостоятельно

    2 балла – подобрал с помощью

    1 балл - не подобрал

    «Горошина» Карасевой

    П/и «Оркестр»

    2.3. Определение количество одновременно звучащих звуков

    3 балла – определил верно (самостоятельно)

    2 балла – определил верно (с помощью)

    1 балл - не определил

    Д/и «Сколько нас поет?»

    Д/и «Сколько нас поет»

    3. Пение

    3.1. Пение знакомой песни в сопровождении

    3 балла – чисто интонирует всю мелодию

    2 балла – чисто интонирует только отрезки

    1 балл – интонирует только общее направление мелодии

    «Хоровод у калинушки» Ю.Михайленко

    «Про меня и муравья» В.Степанова

    3.2. Пение знакомой песни без сопровождения (a capella)

    3 балла – чисто интонирует всю мелодию

    2 балла – интонирует направление мелодии

    1 балл – проговаривает слова в ритме

    «Жаворонок» Еремеевой(М/р№5 2006)

    «Упрямые утята» Е.Крылатова

    3.3. Пение мало знакомой попевки с сопровождением

    3 балла – чисто интонирует всю мелодию или отрезки

    2 балл – интонирует только общее направление мелодии

    1 балл – не интонирует

    «Как под наши ворота» р.н.п.

    «Кузнец» Арсеевой

    4. Чувство ритма

    4.1. Воспроизвести ритмический рисунок мелодии в хлопках и на ударных инструментах

    3 балла – воспроизводит ритм точно

    2 балла – воспроизводит метр

    1 балл – действует беспорядочно

    «В школу» муз.

    Тиличеевой

    «На зеленом лугу» р.н.м.

    4.2. Соответствие движений характеру музыки с контрастными частями

    3 балла - соответствуют

    2 балла – частично соответствуют

    1 балл – не соответствуют

    «Поскоки и пружинящий шаг» С.Затеплинского

    «Полька» Т.Ломовой

    4.3. Соответствие движений ритму музыки (с использованием смены ритма)

    3 балла – соответствует

    2 балла – частично соответствует

    1 – не соответствует

    «Бег и подпрыгивание» И.Гуммеля

    «Ускоряй и замедляй» Т.Ломовой

    5. Музыкальное творчество

    5.1. Исполнение движений в свободной пляске

    3 балла – исполняет движения выразительно, эмоционально

    2 балла – исполняет движения менее выразительно и не эмоционально

    1 балл – исполняет движения не выразительно и не эмоционально

    «Я на камушке сижу» р.н.п.

    «Как на тоненький ледок» р.н.п.

    5. 2. Импровизация

    3 балла – выразительно, оригинально, эмоционально, самостоятельно

    2 балла – с помощью

    1 балл – не справился

    П/и “Пугало»

    Т.Бокач

    «Кадриль» (аудио),

    Низкий уровень 1 – 1,7

    Средний уровень 1,8 – 2,4

    Высокий уровень 2,5 – 3

    Музыкальные способности - это совокупность (система) психомоторных, чувственно-эмоциональных и рациональных функциональных свойств индивида, проявляющихся в его эмоциональной отзывчивости на музыку и успешной реализации музыкальной деятельности.

    В изучении музыкальности необходимо применять не только специфические (собственно музыкальные) методы, но и общепсихологический инструментарий исследования свойств личности.

    Предлагаемые методические рекомендации диагностики музыкальных способностей детей представляют собой систему игровых тестов, направленных на изучение структурных компонентов музыкальности: звуковысотного, темпо-метроритмического, тембрового, динамического, гармонического (ладового), формообразующего чувства; эмоциональной отзывчивости на музыку как главного компонента музыкальности, а также когнитивного, операционального и мотивационного компонентов музыкально-эстетических вкусов детей.

    Преимущества предлагаемых тестов состоят в том, что они:

    1) опираются не только на оценку знаний, но и на изучение познавательной деятельности в целом (в нашем случае, специфики музыкально-мыслительной деятельности);

    2) применимы для массового исследования;

    3) дают сравнимые между собой результаты.

    Мотивирующим аспектом организации выполнения тестовых заданий выступает игровая форма их предъявления.

    До предъявления музыкальных игр-тестов педагог должен установить доверительные отношения с ребёнком, используя "нейтрально-развлекательный" игровой материал и, лишь затем, вовлечь ребёнка в диагностическую ситуацию. Необходимо помнить, что педагог должен убедиться в том, что ребёнок понял суть задания.

    При любом результате выполнения диагностических заданий педагог должен избегать оценочных суждений, подкрепляя стремление ребёнка играть в предложенную ему музыкальную игру своей заинтересованностью в его действиях.

    При групповом обследовании детей педагогу будет необходима помощь ассистента. Здесь ещё раз следует отметить, что атмосфера во время тестирования должна быть спокойной, исключительно доброжелательной, психологически комфортной.

    Практические диагностические тесты

    1. Диагностика чувства темпа и метроритма

    Игра-тест на выявление уровня развития чувства метра "Настоящий музыкант"

    Тест позволяет определить реактивно-метрические способности. Все задания предъявляются в размере 4/4 в умеренном темпе в объёме четырёх тактов.

    Игра предполагает вовлечение ребёнка в исполнение на музыкальных инструментах, например на фортепиано (возможно, на металлофоне), простой мелодии.

    Цель: выявление уровня развития чувства темпа и метрической моторной регуляции в соответствии с изменяющимся темпом.

    Если ребёнок соглашается поиграть на инструменте (необходимо создать доброжелательную атмосферу), ему предлагается следующая инструкция: "Давай сначала выберем, какую музыку мы будем исполнять (называется ряд простых детских песенок)". После определения ребёнком понравившегося ему произведения (например, "В траве сидел кузнечик" в ля-миноре) ребёнок двумя руками равномерно чередует исполнение звуков ми третьей и ми четвёртой октавы. После пробы своей "партии" ребёнок играет "вступление" (два такта), а затем к игре подключается педагог (он исполняет мелодию с аккомпанементом). Педагогу рекомендуется мелодию завершить, даже если ребёнок остановился или ошибся. Обязательно следует похвалить ребёнка за исполнение песенки.

    В случае правильного исполнения мелодии в умеренном темпе, ребёнку далее предлагается сыграть про "шаловливого кузнечика" в быстром темпе (80-90 ударов в минуту), и про "ленивого кузнечика" в медленном темпе (50-60 ударов).

    После успешного исполнения необходимо "посадить кузнечика в поезд" и прокатить его с ускорением и замедлением.

    Критерии оценки:

    • адекватное исполнение ребёнком своей партии в умеренном, быстром и медленном темпах, а также с ускорением и замедлением фиксируется как высокий уровень темпо-метрической регуляции;
    • адекватное исполнение всех восьми тактов только в двух темпах (например, умеренном и быстром или умеренном и медленном ) соответствует среднему, нормативному уровню развития чувства темпа;
    • ситуативно-сбивчивое, но завершённое исполнение песенки только в умеренном темпе (допускаются аметрические ошибки в 2-4 тактах) показывают слабый уровень двигательного опыта моторной регуляции;
    • сбивчивое и незавершённое ребёнком исполнение - низкий уровень.

    2. Тест - игра на изучение чувства ритма

    "Ладошки"

    Цель: выявление уровня сформированности метроритмической способности.

    Стимулирующий материал

    1. Детская песня "Дин-дон"

    2. Детская песня "Петушок"

    3. М. Красев "Ёлочка"

    Педагог предлагает ребёнку спеть песню и одновременно прохлопать в ладоши её метрический рисунок. Затем ребёнку предлагается "спрятать" голос и "спеть" одними ладошками.

    Критерии оценки:

    1. точное, безошибочное воспроизведение метрического рисунка одними ладошками на протяжении всех 8 тактов - высокий уровень;
    2. воспроизведение метра с одним-двумя метрическими нарушениями и с некоторой помощью голоса (пропевание шёпотом) - средний уровень;
    3. адекватное метрическое исполнение с пением 4 -5 тактов - слабый уровень
    4. неровное, сбивчивое метрическое исполнение и при помощи голоса - низкий уровень.

    3. Диагностика звуковысотного чувства (мелодического и гармонического слуха)

    "Гармонические загадки"

    Цель: выявить степень развития гармонического слуха, т.е. способности определять количество звуков в интервалах и аккордах, а также характер звучания в ладовых созвучиях.

    Педагог исполняет созвучие (интервал или аккорд) и затем предлагает ребёнку отгадать сколько звуков "спряталось" в нём, а также определить как звучит созвучие: весело или грустно. Следует исполнить 10 созвучий.

    Критерии оценки:

    • слабый уровень - угадано ребёнком 1-3 созвучия
    • средний уровень - угадано ребёнком 4-7 созвучий
    • высокий уровень - угадано ребёнком 8-10 созвучий

    "Повтори мелодию"

    • определить уровень развития произвольных слухо-моторных представлений:
    • вокального типа, т.е. возможностей управлять мускулатурой голосовых связок в соответствии со слуховыми представлениями интонационного эталона мелодии;
    • инструментального типа, т.е. возможности подбирать по слуху на инструменте (фортепиано) мелодический образец.

    Стимулирующий материал могут составить простые попевки или песенки.

    Ребёнку предлагается:

    • спеть любую известную ему песенку;
    • повторить голосом мелодию, сыгранную педагогом на инструменте;
    • подобрать по слуху на инструменте предложенную мелодию.

    Критерии оценки:

    • слабый уровень - последовательное исполнение звуков вверх или вниз по направлению к тоническому звуку в диапазоне терции;
    • средний уровень - опевание тоники и последовательное исполнение тетрахорда (вверх - вниз по направлению к тонике) в удобном для ребёнка диапазоне;
    • высокий уровень - опевание, последовательное и скачкообразное (на кварту, квинту, малую или большую сексты) исполнение мелодических линий в диапазоне октавы и более.

    4. Диагностика чувства тембра

    Тест - игра "Тембровые прятки"

    Цель: выявление уровня развития тембрового слуха по показателю адекватно дифференцированного определения инструментального или вокального звучания одной и той же мелодии.

    Стимулирующий материал составляет аудиозапись музыкального фрагмента в исполнении:

    • детского голоса;
    • женского голоса;
    • мужского голоса;
    • хора;
    • струнных смычковых инструментов;
    • деревянных духовых инструментов;
    • медных духовых инструментов;
    • фортепиано;
    • оркестра.

    Ребёнку предлагается прослушать аудиозапись музыкального фрагмента в различных исполнениях и определить тембровое звучание музыки.

    Критерии оценки:

    • низкий уровень развития тембрового чувства - адекватное определение только однородных тембров;
    • средний уровень - адекватное определение однородных тембров и смешанных тембров;
    • высокий уровень - адекватное определение различных тембровых соотношений в исполнении предъявленного музыкального фрагмента.

    5. Диагностика динамического чувства

    Тест - игра "Мы поедем в "Громко-тихо""

    Цель: определение способности адекватной аудиально-моторной реакции на динамические изменения (силу выражения) инструментального и вокально-инструментального стимула.

    Стимулирующий материал:

    • Барабан или бубен;
    • фрагменты музыкальных пьес: Х.Вольфарт "Маленький барабанщик"; К.Лонгшамп-Друшкевичова "Марш дошкольников".

    Ребёнку предлагается поиграть в "громко-тихо". Педагог играет на фортепиано, а ребёнок - на бубне или барабане. Ребёнку предлагается играть так, как играет педагог: громко или тихо. Адекватное исполнение контрастной динамики "форте-пиано" оценивается в 1 балл.

    Затем педагог исполняет музыкальный фрагмент так, чтобы звучание музыки то усиливалось, то ослаблялось; ребёнку предлагается повторить динамику звучания на барабане или бубне. Адекватное динамическое исполнение "крещендо" и "диминуэндо" оценивается в 2 балла; всего - 4 балла.

    Критерии оценки:

    • слабый уровень динамического чувства - 1 балл;
    • средний уровень - 2-3 балла;
    • высокий уровень - 4-5 баллов.

    6. Диагностика чувства музыкальной формы

    Тест-игра "Незавершённая мелодия"

    Цель: выявить уровень развития чувства завершённости (целостности) музыкальной мысли.

    Стимулирующий материал подбирается педагогом самостоятельно.

    Ребёнку предлагается прослушать несколько мелодий и определить, какие из них прозвучали полностью, а какие "спрятались" раньше времени.

    Стимулирующий материал строится в следующем порядке:

    1-я мелодия - не доигрывается последний такт;

    2-я мелодия - доигрывается до конца;

    3-я мелодия - не доигрывается последняя фраза мелодии;

    4-я мелодия - прерывается на середине второй фразы (из четырёх);

    5-я мелодия - доигрывается до конца.

    Критерии оценки:

    • слабый уровень - правильно определены 1-2 пункты;
    • средний уровень - правильно определены 3-4 пункты;
    • высокий уровень - правильно определены все 5 пунктов.

    7. Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку

    Тест "Музыкальная палитра"

    Цель: изучение способности к эмоциональной отзывчивости на музыку, т.е. конгруэнтного переживания и смысловой рефлексии содержания музыки.

    Стимулирующий материал: музыкальные пьесы из "Детского альбома" П.И.Чайковского:

    1. "Утреннее размышление"

    2. "Сладкая грёза"

    3. "Баба-Яга"

    4. "Болезнь куклы"

    5. "Игра в лошадки"

    Ребёнку предлагается прослушать данные музыкальные пьесы и попробовать определить, какое настроение у него вызывает каждая из них, какие образы представляются во время звучания музыки.

    1-й (вербальный) вариант задания: подобрать слова, подходящие ребёнку для выражения его переживания музыки;

    2-й (невербально-художественный) вариант задания: ребёнку предлагается нарисовать образы, картинки, которые ему представляются во время прослушивания музыки;

    3-й (невербально-двигательный) вариант задания: ребёнку предлагается двигаться под музыку так, как ему это представляется во время звучания музыкального фрагмента.

    Критерии оценки:

    • низкий уровень эмоционально-образного осмысления характеризуется уклонением (фактическим отказом) ребёнка от проекции своих состояний или его неспособностью в ситуации музыкального воздействия даже на простейшее самовыражение своих впечатлений, мыслеобразов, настроений в невербально-художественной, двигательной или вербальной форме. К этому же уровню относятся и неконгруэнтные формы самовыражения ребёнка в ситуации музыкального стимулирования его эмоционального опыта;
    • средний (нормативный) уровень развития эмоциональной отзывчивости характеризуется способностью к конгруэнтно репродуктивной форме отображения уже имеющегося опыта переживаний, состояний, мыслеобразов, вызванных воздействием музыкального фрагмента; соответствующей изобразительной и вербальной характеристикой ребёнком своих переживаний и мыслеобразов основного содержания музыки (без особых детализаций своего отображения);
    • высокий уровень эмоциональной отзывчивости характеризуется конгруэнтной характеристикой осмысления эмоционально-образного содержания музыки. Креативность самовыражения ребёнка в изобразительной, двигательной и словесной форме проявляется в следующих особенностях формы самовыражения:
    1. оригинальность (необычность, новизна) отображения мыслеобраза, идеи;
    2. детализация (разработанность) своей идеи или образа;
    3. беглость порождения идей, т.е. способность порождать большое количество новых, но адекватных музыкальному воздействию мыслеобразов;
    4. гибкость, т.е. различность типов, видов, категорий идей и мыслеобразов на один музыкальный материал.

    8. Диагностика когнитивного, операционального и мотивационного компонентов музыкально-эстетических вкусов детей

    Выявить уровень когнитивного компонента музыкально-эстетических ориентаций ребёнка можно с помощью краткой беседы-анкеты.

    Примерные вопросы анкеты.

    1. Ты любишь музыку?
    2. Нравится ли тебе петь? Если, да, то, что именно, какие песни?
    3. Где тебе нравится петь больше - в детском саду, школе, музыкальной школе или дома?
    4. Поют ли твои родители (дома или в гостях)?
    5. Какие песни тебе нравится петь, а какие - слушать?
    6. Где ты чаще слушаешь музыку - в концертном зале или дома по телевидению и радио?
    7. Что ты больше любишь - петь, рисовать или танцевать под музыку?
    8. Приходилось ли тебе исполнять музыку на каком-либо инструменте? Каком?
    9. Нравятся ли тебе телевизионные музыкальные передачи? Если, да, то, какие?
    10. Слушаешь ли ты какую-нибудь музыкальную радиопрограмму?
    11. Какие исполнители (певцы, музыканты) тебе особенно нравятся и почему?

    Критерии оценки уровня когнитивного компонента музыкально-эстетической направленности ответов ребёнка:

    • низкий уровень развития когнитивного компонента музыкальных предпочтений, вкусов характеризуется отсутствием или слабо выраженным интересом к музыкальным видам деятельности;
    • средний уровень - выражается в наличии интереса к музыке, но с явным предпочтением развлекательной направленности музыкальных жанров (конкретных произведений), вне ориентации на высокохудожественные, классические эталоны музыки;
    • высокий уровень - ярко проявленный демонстрируемый интерес к музыкальным видам деятельности и разножанровой направленности (по названным ребёнком произведениям - как эстрадно-развлекательных, так и классических жанров).

    Тест "Музыкальный магазин"

    Цель: изучение практико-ориентированных предпочтений, реального выбора музыкальных ориентаций, характеризующих музыкальные вкусы (поведенческие реакции) личности.

    Стимулирующий материал: фрагменты аудиозаписи музыкальных произведений различных жанров и направлений:

    • народная вокально-хоровая музыка;
    • народная инструментальная музыка;
    • народная вокально-инструментальная музыка;
    • классическая вокально-хоровая музыка;
    • классическая инструментально-симфоническая музыка;
    • классическая вокально-инструментальная музыка;
    • современная классика авангардного направления;
    • современная развлекательная музыка;
    • духовная музыка.

    Ребёнку предлагается выбрать в музыкальном магазине понравившуюся музыку. Выбирать можно любое количество музыкальных записей.

    Критерии оценки:

    • низкий уровень музыкально-эстетических вкусов характеризуется выбором лишь развлекательных образцов музыкального искусства;
    • средний уровень - выбор двух образцов различных направлений музыкального творчества;
    • высокий уровень - проявление интереса к трём (и более) различным музыкальным направлениям (жанрам) с предпочтением классических произведений.

    9. Изучение мотивационного компонента музыкальных вкусов ребёнка

    Тест "Хочу дослушать"

    Данный тест предполагает естественную ситуацию слушания музыки на музыкальных занятиях с детьми. В качестве стимулирующего материала предлагается набор разнохарактерных фрагментов музыкальных произведений. Диагностической такая ситуация становится в случае, если педагог намеренно прерывает музыку на кульминационном моменте её звучания. Ситуация незавершённости музыкальной формы (образа) вызывает у детей с высокой мотивационной направленностью на музыкальную деятельность ярко выраженную реакцию-просьбу завершения прослушиваемой музыки.

    Поэтому после остановки музыки на кульминации педагог обращается к детям с вопросом: будем ли дослушивать музыку до конца или достаточно того, что уже прозвучало?

    Признаки, по которым оценивается уровень мотивационной направленности, следующие:

    • проявленная потребность в завершении музыкального фрагмента оценивается как мотивационная готовность ребёнка к развитию своих музыкальных способностей;
    • индифферентное или отрицательное отношение (т.е. отказ от завершения прослушивания) интерпретируется как несформированная мотивация музыкальной деятельности

    Итоговые показатели уровней развития структурных компонентов музыкальных способностей желательно заносить в специальную индивидуальную карту "Диагностический конструктор" (Приложение 1) , с помощью которой педагог может не только наглядно представить себе как слабые стороны музыкальности и личностной ориентации ребёнка (что и должно явиться в дальнейшем основой для конкретизации педагогических задач в музыкально-эстетическом развитии ребёнка), так и "сильные" структурные характеристики его музыкальности, способные служить опорой в построении эффективной педагогической работы в развитии личности ребёнка.

    Развитие музыкальных способностей детей

    Определить наличие музыкальных способностей ребенка можно, используя такие способы, как:

    Беседа с ребенком;

    Наблюдение за ребенком;

    Тестирование на определение музыкального слуха и чувства ритма.

    Беседа

    Беседа с ребенком должна проходить в естественных условиях, во время игры, прогулки или после просмотра фильма, представления, где звучала музыка. Она помогает определить артистизм, эмоциональность ребенка и его интерес к музыке.

    1. Для определения эмоциональности и артистизма попросите ребенка рассказать свое любимое стихотворение. Если он любит и легко запоминает стихи, читает их с выражением, старается передать настроение — он уже обладает неким артистизмом и эмоциональностью.

    Если ребенок стесняется, читает стихи сухо и невыразительно, не делайте сразу отрицательных выводов! Возможно, ваш ребенок еще не умеет выражать свои эмоции и чувства. Здесь не может быть единого подхода, у каждого ребенка будут свои особенности. Но если вы видите, что ребенку скучно, он не любит не только рассказывать, но и слушать стихи, ему трудно их запомнить, то, возможно, в этом случае вам лучше заняться шахматами или спортом.

    2. Чтобы выявить интерес к музыке, спросите ребенка, что он знает о музыке, хотел бы он ею заниматься. Что ему больше нравится — петь или играть на каком-нибудь инструменте? Узнайте у ребенка, какая музыка ему больше нравится (или конкретнее: из какого мультика или фильма). Есть ли у него любимые песни? Попросите его напеть одну из них.

    Так вы можете определить склонность ребенка к музыке, а также узнать, что ему интересно в жизни, понять, надо ли ему заниматься музыкой более серьезно, идти в музыкальную школу, или достаточно посещать музыкально-танцевальный кружок.

    Наблюдение

    Наблюдая за ребенком (или вспоминая какие-то эпизоды), вы легко сможете определить у него наличие или отсутствие музыкальных способностей.

    В раннем детстве, в возрасте до 3 лет, о наличии у ребенка склонности к музыке и развитых музыкальных способностях может свидетельствовать следующее:

    Повышенное внимание ребенка к любому музыкальному фону;

    Явное проявление интереса к музыке;

    Яркое эмоциональное проявление радости малыша во время звучания его любимой музыки (некоторые дети начинают пританцовывать, даже не научившись ходить, сидя в кроватке);

    Малыш любит слушать разную музыку, не только детские и колыбельные песни в мамином исполнении.

    В возрасте 3—7 лет и старше показателями музыкальности и наличия способностей у детей являются:

    Сохранение интереса к музыке, проявленного еще в раннем детстве (ребенок прерывает свои дела и прислушивается к внезапно зазвучавшей музыке, он любит слушать различную музыку, не обязательно только детские песни, но и хорошую эстрадную музыку, классику, пытается подпевать или начинает танцевать под музыку);

    Способность легко и надолго запоминать понравившиеся песни (ребенок более или менее «чисто» поет, любит придумывать какие-то свои песни, соединяя услышанные им ранее слова и мелодии из популярных музыкальных произведений, иногда сочиняет на ходу свои стихи и песни);

    Стремление выступать на публике (ребенок любит принимать активное участие в утренниках и праздниках, любит заниматься творчеством в любом виде — петь, танцевать, читать стихи, играть на музыкальных инструментах).

    Определение музыкального слуха

    1. Попросите ребенка подойти к фортепиано и отвернуться. Сыграйте по очереди два звука в разных регистрах (верхнем и нижнем) и спросите его, какой звук был ниже, а какой выше.

    2. Нажмите на фортепиано одну клавишу и спросите ребенка, сколько прозвучало звуков. Затем нажмите две клавиши одновременно (желательно на большом расстоянии друг от друга) и спросите, сколько звуков он слышит теперь. Если ребенок затрудняется с ответом, нажмите те же клавиши по очереди.

    Первые два пункта проверяют активность слуха, способность «ориентироваться в звуковом пространстве», выделять отдельные элементы из общего звучания музыки (на простейшем уровне). Они позволяют определить, понимает ли ребенок разницу звуков по высоте, а также разницу между отдельным звуком и несколькими звуками, прозвучавшими одновременно. Если ребенок затрудняется — не переживайте, понять это не так просто, обычно этому учат на раннем этапе обучения (подготовительный или первый класс музыкальной школы).

    3. Пропойте на слог ля ноту ми первой октавы (кто не знает нотной грамоты, пропойте любую ноту) и попросите ребенка повторить. Затем пропойте другую ноту (ля первой октавы) и снова попросите повторить. Если вы слышите, что ребенку трудно петь в этом диапазоне, выберите другой. Предлагайте разные ноты, чтобы определить диапазон голоса ребенка. Важно, чтобы вы пели сами, без аккомпанемента: дело в том, что звук фортепиано, как правило, «сбивает» детей, к нему труднее подстроиться, нежели к привычному для них человеческому голосу.

    4. Спойте простую, короткую мелодическую фразу, и попросите ребенка повторить.

    5. Попросите ребенка спеть любимую песенку.

    Таким образом, пункты 3—5 позволяют вам проверить музыкальный слух ребенка, музыкальную память, «репродуктивный» музыкальный слух (может ли ребенок повторить прозвучавшую ноту и мелодическую фразу), диапазон голоса ребенка, может ли ребенок интонировать (петь «чисто»). Помните, если ребенок показывает средний результат, если он может хотя бы уловить мелодию, не попадая точно в ноту, значит у него есть музыкальный слух, пусть и плохо развитый. Таких детей достаточно много, но в музыкальных школах с ними умеют работать и, в конце концов, развивают их способности до определенного уровня.

    Определение чувства ритма

    Вот несколько приемов для определения чувства ритма, которые также используют в музыкальных школах во время прослушивания детей.

    Простучите (не быстро) простую ритмическую последовательность и попросите ребенка повторить. Повторите прием 2—4 раза, в зависимости от успехов ребенка, используя разные ритмические последовательности.

    Попросите ребенка помаршировать на месте под музыку. Исполните или поставьте запись любой популярной маршевой музыки. Например, песню «Вместе весело шагать...».

    Попросите ребенка хлопать в ладоши под музыку (как это делают на концертах, когда публике нравится какая-нибудь песня). Сыграйте или поставьте запись любой ритмичной музыки. Если у ребенка слабое чувство ритма, это не означает, что его нельзя развить.

    Подводя итоги тестирования, важно понимать, что наличие музыкальных способностей, таких как музыкальный слух или чувство ритма, еще не означают наличия у ребенка склонности к музыке. Именно интерес, желание заниматься музыкой играют решающую роль в том, достигнет ли ребенок успехов в музыке или нет. Отсутствие ярко выраженных способностей и явного желания заниматься музыкой еще не дает право считать ребенка «неспособным», «немузыкальным». Возможно, именно в процессе обучения ребенок раскроет свои способности, и у него появится интерес к музыке (как говорится, аппетит приходит во время еды). Таким образом, пока вы не начали заниматься музыкой с ребенком, нельзя быть окончательно уверенным в том, что у него нет способностей и склонности к музыке.

    http://www. domisolka. nm. ru/Diagnostika/Tarasova. html

    Диагностика музыкальных способностей детей

    (по Тарасовой)

    Вторая младшая группа.

    Развитие ладового чувства.

    1. Эмоциональная отзывчивость на музыку . Д. Кабалевский «Клоуны».

    2 балла – слушает внимательно, выражает свои эмоции в соответствии с

    характером произведения

    1 балла – незначительно выражает эмоции, отвлекается

    0 баллов – равнодушен к звучащей музыке

    2. Наличие любимых произведений .

    3. Узнавание знакомой песенки .

    2 балла – узнал по мелодии

    1 балл – узнал со словами

    0 баллов – не узнал

    5-4 балла – высокий уровень

    3-2 балла – средний уровень

    1-0 баллов – низкий уровень

    1. .

    0 баллов – отказ

    5 балов – высокий уровень

    4-3 балла – средний уровень

    2-0 баллов – низкий уровень

    Развития чувства ритма.

    1. Воспроизведение в хлопках ритмического рисунка мелодии (3-5 звуков).

    2 балла – воспроизводит точно ритм

    1 балл – воспроизводит метр

    0 баллов – беспорядочные хлопки

    2. Соответствие движения характеру музыки . Р. Глиэр «Вальс».

    1 балл – движение соответствует характеру музыки

    0 баллов – движение не соответствует характеру музыки, отказ


    3. Соответствие движения ритму музыки . П. Чайковский «Марш деревянных

    солдатиков».

    4 - 3 балла – высокий уровень

    2 – 1 балл – средний уровень

    0 баллов – низкий уровень

    Уровень развития музыкального мышления.

    1. Репродуктивное мышление.

    Определить жанр произведения (использование картинок). (Что можно под эту

    музыку делать?)

    Р. Шуман «Марш», П. Чайковский «Песня жаворонка»,

    М. Глинка «Полька».

    3 балла – высокий (без ошибок)

    2 балла – средний (1 ошибка, правильно выбрал картинку; определил

    без ошибок, неправильно выбрал картинку).

    1 – 0 баллов – низкий (2 ошибки, не определил).

    2. Продуктивное мышление.

    Сыграй ты, сочини свою музыку (3 сочинения). О чём играл?

    5 баллов – музыкальная мысль, законченная мелодическая фраза.

    4 балла – сочинение включает элементы мелодии и оригинальный ритм.

    3 балла – мелодическое и ритмическое однообразие во всех трёх сочинениях.

    2 балла – просто перебирает пластинки, клавиши.

    1- 0 баллов - отсутствие мелодии и ритма, отказ.

    5 – 4 – высокий уровень

    3 – 2 – средний уровень

    1 – 0 – низкий уровень

    19 – 15 баллов – высокий уровень

    14 – 7 баллов – средний уровень

    6 – 0 баллов – низкий уровень

    Средняя группа.

    Развитие ладового чувства.

    1. Проявление интереса к музыкальным инструментам .

    2 балла – проявляет интерес к звучанию инструмента, желание играть

    1 балл – самостоятельно не проявляет интереса, действует по просьбе

    0 баллов – отказ

    2. Наличие любимых произведений .

    1 балл – есть любимые произведения

    0 баллов – нет любимых произведений

    3. Высказывание о характере музыки . (2-х частная форма)

    2 балла – чувствует характер музыки, ассоциация с образом

    1 балл – чувствует общий характер, настроение

    0 баллов – отказ или несоответствие музыки и высказываний ребёнка

    4. .

    1 балл – узнал

    0 баллов – не узнал

    5. Ощущение тоники

    3 балла - одна ошибка

    2 балл - две ошибки

    1 балл - более двух ошибок

    0 баллов - не ощущает тонику

    6. Сравнение мелодии с оригиналом (1-е, 3-е проигрывание – окончание на тонике,

    2-е, 4-е – на доминанте).

    3 балла – верно определяет

    2 балла – с одной ошибкой

    1 балл – с двумя ошибками

    0 баллов – более двух ошибок

    13 – 11 баллов – высокий уровень

    10 – 5 баллов – средний уровень

    Музыкально-слуховые представления.

    1. Пение знакомой песни с сопровождением .

    2. Пение малознакомой попевки с сопровождением (после 2-3 прослушиваний).

    5 баллов – чисто интонирует всю мелодию

    4 балла – чисто интонирует отдельные отрезки мелодии

    3 балла – интонирует общее направление мелодии

    2 балла – интонирует 1-2 звука

    1 балл - проговаривает слова песни в ритме


    0 баллов – отказ

    3. Подбор хорошо знакомой попевки на металлофоне (3-4 звука).

    2 балла – справился сам

    10 – 8 баллов – высокий уровень

    7 – 4 балла – средний уровень

    4 – 0 баллов – низкий уровень

    Развитие чувства ритма.

    1.

    инструментах . В. Майкапар «В садике».

    1 балл – воспроизводит метр

    2. Соответствие движений характеру музыки с контрастными частями.

    3. (с использованием смены ритма).

    Ф. Обер Марш из оперы «Фенелла».

    1 балл – движение соответствует ритму музыки

    0 баллов – движение не соответствует ритму музыки, отказ

    Общий уровень музыкального развития:

    28 – 21 балл – высокий уровень

    20 – 10 баллов – средний уровень

    9 – 0 баллов – низкий уровень

    Старшая группа.

    Развитие ладового чувства.

    1. Наличие любимых произведений .

    1 балл – есть любимые произведения

    0 баллов – нет любимых произведений

    2. Высказывание о музыке (контрастные части).

    2 балла – чувствует характер каждой части, связывает с образом

    1 балл – различает характер контрастных частей, не связывает с образом

    0 баллов – отказ или несоответствие образа и музыки

    3. Узнавание знакомой мелодии по фрагменту .

    1 балл – узнал

    0 баллов – не узнал

    4. Ощущение тоники (определить, закончена ли мелодия), 5 мелодий.

    4 балла - правильно ощущает тонику

    3 балла - одна ошибка

    2 балл - две ошибки

    1 балл - более двух ошибок

    0 баллов - не ощущает тонику

    5. Закончить начатую мелодию на тонике.

    1 балл – справился

    0 баллов – не справился

    9 – 7 баллов – высокий уровень

    6 – 4 балла – средний уровень

    3 – 0 баллов – низкий уровень

    Музыкально-слуховые представления .

    1. Пение знакомой песни с сопровождением .

    3 балла – чисто интонирует всю мелодию

    2 балла – интонирует отдельные отрезки мелодии

    1 балл – интонирует общее направление мелодии

    0 баллов – проговаривает слова песни в ритме, отказ

    2. Пение знакомой песни без сопровождения .

    3 балла – чисто интонирует всю мелодию

    2 балла – интонирует направление мелодии

    1 балл – проговаривает слова песни в ритме

    3. Пение малознакомой песни с сопровождением .

    4 балла – чисто интонирует отдельные отрезки мелодии

    3 балла – интонирует общее направление мелодии

    2 балла – интонирует 1-2 звука

    1 балл - проговаривает слова песни в ритме

    0 баллов – отказ

    4. Пение малознакомой песни без сопровождения .

    5 баллов – чисто интонирует мелодию

    4 балла – чисто интонирует отдельные отрезки мелодии

    3 балла – интонирует общее направление мелодии

    2 балла – интонирует 1-2 звука

    1 балл - проговаривает слова песни в ритме

    0 баллов – отказ

    5. Подбор по слуху хорошо знакомой попевки .

    2 балла – справился сам

    1 балл – справился с помощью взрослого

    0 баллов – не справился, отказ

    6. Подбор по слуху малознакомой попевки .

    3 балла – справился сам

    2 балл – справился с помощью взрослого

    1 балл – частично справился с помощью взрослого

    0 баллов – не справился, отказ

    21 – 18 баллов – высокий уровень

    17 -8 баллов – средний уровень

    7 – 0 баллов – низкий уровень

    Развитие чувства ритма.

    1. Воспроизведение ритмического рисунка мелодии в хлопках, на ударных

    инструментах . Д. Шостакович «Гавот».

    3 балла – правильно воспроизводит ритм

    2 балла – воспроизводит то ритм, то метр

    1 балл – воспроизводит метр

    0 баллов – действует беспорядочно

    2. Соответствие движений характеру музыки с малоконтрастными частями.

    Д. Шостакович «Лирический вальс».

    1 балл – движения соответствуют характеру музыки

    0 баллов – движения не соответствуют характеру музыки, отказ

    3. Соответствие движений ритму музыки (с использованием смены ритма)

    1 балл – движение соответствует ритму музыки

    0 баллов – движение не соответствует ритму музыки, отказ

    5 – 4 балла – высокий уровень

    3 – 2 балла – средний уровень

    1 – 0 баллов – низкий уровень

    Общий уровень музыкального развития:

    35 – 27 баллов – высокий уровень

    26 - 12 баллов – средний уровень

    11 – 0 баллов – низкий уровень

    tattooe.ru - Журнал современной молодежи