Строение украшает самая высокая колокольня. Самые высокие православные храмы россии. Интересные факты про колокольню

Сверкающие в солнечных лучах золотые купола и плывущий над землей колокольный звон... Вот от чего замирает в величественном трепете душа православного человека. Представляю обзор самых высоких красивейших православных колоколен.​

1. Петропавловский собор - 122,5 метра

Годы постройки: 1712–1733

Архитектор: Доменико Трезини

Петропавловский собор (официальное название - Собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла) - православный собор в Санкт-Петербурге в Петропавловской крепости, усыпальница русских императоров, памятник архитектуры петровского барокко. До 2012 года собор высотой 122,5 метров был самым высоким из зданий Санкт-Петербурга. С 2013 года он является третьим по высоте зданием в городе, после 140-метрового небоскрёба Лидер Тауэр и жилого комплекса «Князь Александр Невский», высота которого составляет 124 метра.

2. Колокольня Воскресенского собора - 106 метров

Место: Шуя, Россия

Годы постройки: 1810–1832

Архитекторы: Маричелли, В. М. Саватьев

Воскресенский собор - православный храм в Шуе. Комплекс Воскресенского собора начала XIX века известен своей 106-метровой колокольней - первой в Европе среди звонниц, стоящих отдельно от храмов. В 1891 году на третий ярус колокольни был поднят седьмой по величине колокол в России (весом 1270 пудов). Он был отлит в Москве на средства крупного фабриканта М.А. Павлова. С 1991 года Воскресенский собор является подворьем Свято-Николо-Шартомского мужского монастыря - шуйской православной обители, известной с 1425 года. Воскресенский собор является самым высоким зданием в Ивановской области.

3. Храм Христа Спасителя - 103 метра

Место: Москва, Россия

Заново отстроенный храм Христа Спасителя считается самым большим собором Русской Православной Церкви. Храм рассчитан на 10 000 человек.

Годы постройки: 1995–2000

Кафедральный соборный храм Христа Спасителя в Москве - кафедральный собор Русской православной церкви. Существующее сооружение - осуществлённое в 1990-х годах внешнее воссоздание одноимённого храма, созданного в XIX веке. Храм является коллективным кенотафом воинов Русской императорской армии, погибших в войне с Наполеоном - на стенах храма начертаны имена офицеров, павших в Отечественной войне 1812 года и Заграничных походах 1797–1806 и 1814–1815 годов.

Замысел возведения храма в память спасения Отечества возник уже в 1812 г. Величественное здание первоначально планировалось строить по проекту архитектора А. Л. Витберга, но в 1832 г. был принят новый проект, подготовленный архитектором К. А. Тоном. Место для строительства храма выбирал лично император Николай I. Его выбор пал на территорию древнего Алексеевского монастыря, который было решено перенести в Красное село (нынешний Ново-Алексеевский монастырь). Средства на постройку храма собирались во всех церквях России, огромная сумма - более 15 млн. рублей - была выделена из казны.

4. Исаакиевский собор - 101,5 метров

Место: Санкт-Петербург, Россия

Годы постройки: 1818–1858

Исаакиевский собор (официальное название - собор преподобного Исаакия Далматского) - крупнейший православный храм Санкт-Петербурга. Расположен на Исаакиевской площади. Имеет статус музея; зарегистрированная в июне 1991 года церковная община имеет возможность совершать богослужение по особым дням с разрешения дирекции музея. Освящён во имя преподобного Исаакия Далматского, почитаемого Петром I святого, так как император родился в день его памяти - 30 мая по юлианскому календарю.

Построен в 1818–1858 годы по проекту архитектора Огюста Монферрана; строительство курировал император Николай I, председателем комиссии построения был Карл Опперман.

Торжественное освящение 30 мая (11 июня) 1858 года нового кафедрального собора совершил митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Григорий (Постников).

Творение Монферрана - четвёртый по счёту храм в честь Исаакия Далматского, построенный в Санкт-Петербурге. Внутренняя площадь - более 4 000 м².

5. Колокольня Казанского Богородичного мужского монастыря - 99,6 метра

Место: Тамбов, Россия

Годы постройки: 2009–2014

Казанский Богородичный монастырь - мужской монастырь Тамбовской епархии Русской православной церкви. В зданиях обители находится Тамбовская духовная семинария. При монастыре действует воскресная школа для детей и взрослых. Многоярусная монастырская колокольня, законченная строительством в 1848 году, снесена в советские годы. На месте колокольни построено здание школы № 32. 10 августа 2007 году состоялось торжество освящения креста и закладного камня на месте колокольни.

Весной 2009 году начато строительство новой надвратной колокольни. Высота проездной арки 7,5 м, ширина - 6,5 м. В начале августа 2009 года прокуратура области на запрос одного из депутатов облдумы ответила: разрешения на строительство колокольни, наличие которой предусмотрено Градостроительным кодексом РФ, у Тамбовской епархии нет. Но «основания для принятия мер прокурорского реагирования отсутствуют». Утром 27 июля 2011 года на колокольню подняли вертолетом и установили 20-метровую конструкцию шпиля (весом около 4 тонн).

6. Колокольня Благовещенского собора - 97 метров

Место: Воронеж, Россия

Годы постройки: 1998–2009

Архитектор: В. П. Шевелёв

Благовещенский кафедральный собор - православный храм Русской православной церкви, расположенный в центре города Воронежа. Возведён по проекту архитектора В.П. Шевелёва в Русско-Византийском стиле. Собор находится на Проспекте Революции на территории Первомайского сада. Высота самого храма составляет 85 метров, а его высшей точки - 97 метров. Является третьим по величине в России православным храмом и одним из самых высоких православных храмов мира. Строительство осуществлялось с 1998 по 2009 годы. Возведение храма благословил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II в ходе своего визита в Воронеж.

7. Великая Лаврская колокольня - 96,5 метра

Место: Киев, Украина

Годы постройки: 1731–1745

Архитектор: Готфрид Иоганн Шедель

Большая Лаврская колокольня - высотная доминанта Киево-Печерской лавры; на протяжении полутора веков оставалась самым высоким зданием Украины. В настоящее время она наклонена на 62 см в северо-восточном направлении.

Колокольня была возведена в 1731–1745 годах по проекту архитектора Готфрида Иоганна Шеделя. По контракту Шедель должен был построить её за три года, однако строительство продлилось намного дольше. Оно поглотило все резервы, а также привело к остановке строительства других объектов Лавры. При возведении колокольни было использовано около пяти миллионов кирпичей разной формы и размеров. Высокохудожественная керамика изготовлялась на лаврских кирпичных заводах под наблюдением Шеделя.

В 1903 году вместо часов XVIII века были установлены новые куранты, изготовленные московскими мастерами. Механизм часов заводится раз в неделю ручным способом с помощью лебёдки. Куранты звонят каждую четверть часа. Колокольня была повреждена, когда во время Великой Отечественной войны в 1941 году был взорван Успенский собор, стоявший рядом с ней. Восстановительные работы были завершены в 1961 году. Колокольня органично вписывается в ансамбль монастыря и всего Печерска. Её видно издалека, за 25–30 км от города. Чтобы подняться на её вершину, необходимо преодолеть 374 ступени.

8. Спасо-Преображенский кафедральный собор - 96 метров

Годы постройки: 2001–2004

Место: Хабаровск, Россия

Спасо-Преображенский кафедральный собор - православный собор в Хабаровске, возведённый на крутом берегу Амура в 2001–2004 годах. Является самым высоким зданием Хабаровска.

Строительство кафедрального собора в Хабаровске благословил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Первый камень в основание храма был заложен в 2001 году. 16 октября 2003 года епископ Хабаровский и Приамурский Марк отслужил благодарственный молебен по завершении строительства. Златоглавый собор с пятью куполами сооружался на пожертвования жителей края, спонсорские средства предприятий и организаций.

Высота куполов Преображенского собора составляет 83 метра, высота с крестами - 95 метров. Для сравнения - высота Дома радио, расположенного по соседству с храмом, чуть больше 40 метров. Храм был построен по проекту архитекторов Юрия Живетьева, Николая Прокудина и Евгения Семёнова. Фрески внутри храма (на куполе Спас-Вседержитель и апостолы) выполнила группа московских художников, специально приглашённая по этому случаю в Хабаровск епископом Хабаровским и Приамурским Марком. Спасо-Преображенский кафедральный собор в состоянии одновременно принять три тысячи прихожан.

9. Колокольня Спасо-Преображенского собора - 93,8 метра

Место: Рыбинск, Россия

Годы постройки: 1797–1804

Спасо-Преображенский кафедральный собор (Собор во имя Преображения Господня) в Рыбинске - соборный храм Рыбинской епархии Ярославской митрополии Русской православной церкви. По типу - пятиглавый центрально-купольный храм, получивший чрезвычайное распространение в период русского классицизма. Центральная часть собора увенчана сферическим куполом, основанным на подпружных арках, перекинутых между четырьмя мощными, семиугольными в плане, столбами; угловые части основного объема завершают четыре малых световых барабана, с куполами. Остальные помещения собора, включая трапезную, перекрыты цилиндрическими сводами. План собора имеет вид равноконечного креста, вписанного в квадрат, и представляет собой систему из центрального объема и гармонически связанных с ним прямоугольных объемов алтаря и боковых нефов. Боковые крылья собора заканчиваются шестиколонными фронтонными портиками с широкими маршами лестниц. С запада к центральному нефу примыкает узкая галерея-трапезная, соединяющая храм с колокольней. Собор вмещает до 4 тысяч человек.

10. Колокольня Церкви Петра и Павла - 93,7 метра

Место: пгт. Поречье-Рыбное, Ярославская область, Россия

Годы постройки: 1772-1779

Храмовый комплекс (церкви Петра и Павла и Никиты Мученика с колокольней), ранее деревянный, позже выполненный из камня, располагается на центральной соборной площади села Поречье-Рыбное. В центре ансамбля стоит архитектурный шедевр ростовской земли - грандиозная пореченская колокольня, построенная в 1772-1779 годах. Ее высота, около 94 метров, превышает знаменитую колокольню Ивана Великого. Для того чтобы преодолеть недовольство синода, предупредившего о нежелании дать разрешение на подобную постройку, колокольню в Поречье поставили на низком месте.

11. Колокольня Николо-Угрешского монастыря - 93 метра

Место: г. Дзержинский, Московская область, Россия

Годы постройки: 1758–1763, перестроен в 1859 г.

Монастырь основан в 1380 году великим князем Дмитрием Донским на месте явления иконы Святителя Николая Чудотворца. По преданию именно в этом месте войско великого князя остановилось на отдых на пути к полю Куликову. Явление иконы укрепило Дмитрия Донского верой и надеждой, отчего Святой Благоверный князь произнёс «Сия вся угреша сердце мое» («Это всё согрело сердце моё»). С тех пор это место называется Угреша, а сам монастырь Николо-Угрешским.

12. Колокольня Николо-Берлюковской пустыни - 90,3 метра

Место: с. Авдотьино, Московская область, Россия

Годы постройки: 1895–1899

Архитектор: А.С. Каминский

Николо-Берлюковский монастырь - монастырь на окраине села Авдотьино, на реке Воря, в 42 километрах к северо-востоку от Москвы, на территории Ногинского района Московской области. В 1606 году на месте будущей Николо-Берлюковской пустыни поселился иеромонах Варлаам, пришедший сюда из разорённого поляками соседнего Стромынского Успенского монастыря. Название будущей пустыни - Берлюковская - народное предание связывает с именем разбойника Берлюка (это прозвище переводится как «волк», «зверь» или «человек с суровым характером»).

Согласно преданию, из Успенского Предтеченского монастыря к Варлааму пришли две старицы - игумения Евдокия и казначея Иулиания; они принесли с собой древнюю икону Николая Чудотворца, которую Варлаам поставил в специально срубленной деревянной часовне Николая Чудотворца. Через некоторое время их стараниями и благодаря помощи окрестных жителей на месте этой часовни был воздвигнут каменный храм во имя Святителя Николая Чудотворца.

13. Колокольня Храма Воскресения Христова в Тезине - 90 метров

Место: село Вичуга, Ивановская область, Россия

Годы постройки: 1908–1911

Архитектор: И. С. Кузнецов

Храм Воскресения Христова (Красная церковь) в Тезине расположен в городе Вичуге Ивановской области на территории Тезина (бывшего села, ныне района города). Один из крупнейших храмов Центральной России, памятник русского культового зодчества начала XX века в неорусском стиле, сохранивший уникальное оформление фасадов майоликовыми панно. Церковь возведена по проекту московского архитектора И. С. Кузнецова на средства местного фабриканта И. А. Кокорева в память о трагически погибшей дочери. В Воскресенском храме был реализован замысел объединения в гармоничное целое двух знаковых элементов древнерусской нации - Успенского собора и колокольни Ивана Великого.

14. Александровская колокольня Успенского собора - 89,5 метра

Место: Харьков, Украина

Годы постройки: 1821–1841

Архитекторы: Е. Васильев, А. Тон

Собор Успения Пресвятой Богородицы (Успенский собор) - один из старейших православных храмов Харькова. Пятый из двенадцати официальных символов города. Построен в 1685–1687 годах. С XVII века неоднократно перестраивался. В 1924 году был закрыт, в 1929 году частично разобран. С 1920-х до начала 1940-х годов служил зданием городской радиостанции, в послевоенные годы - помещением для цехов швейного предприятия. В 1950–1980-х годах подвергся комплексной реставрации. С 1986 года - Дом органной и камерной музыки Харьковской областной филармонии. С 1990 года - действующий храм Украинской православной церкви (Московского патриархата).

15. Колокольня Троице-Сергиевой Лавры - 88 метров

Место: Россия, Московская обл., г. Сергиев-Посад

Годы постройки: 1740–1770

Архитекторы: Д. В. Ухтомский, И. Ф. Мичурин

Троице-Сергиева лавра - крупнейший православный мужской ставропигиальный монастырь России, расположенный в центре города Сергиев Посад Московской области, на реке Кончуре. Датой основания монастыря принято считать поселение Сергия Радонежского на Маковце в 1337 году. Однако ряд историков считает, что это произошло в 1342 году.

16. Собор Александра Невского (Новоярмарочный) - 87 метров

Место: Нижний Новгород, Россия

Годы постройки: 1867–1880

Архитекторы: Лев Владимирович Даль и Роберт Яковлевич Килевейн

Освящен в 1881 году, повторно в 1992 году, полным чином - в 1999 году. В 1817 году знаменитая на всю Россию Макарьевская ярмарка из-под стен Макарьевского Желтоводского монастыря была переведена в Нижний Новгород. На территории ярмарки был построен Спасский собор по проекту Огюста Монферрана, но одного храма оказалось мало. Было принято решение о возведении еще одной церкви для Нижегородской ярмарки.

В 1856 году купечество обратилось с ходатайством о постройке нового собора к нижегородскому епископу Антонию (1857 - 1860), он же, в свою очередь, - к губернатору Александру Николаевичу Муравьеву, который дал делу надлежащий ход в 1858 году.

17. Цминда Самеба - 86 метров

Место: Тбилиси, Грузия

Годы постройки: 1995–2004

Цминда Самеба (в переводе с грузинского - «Пресвятая Троица»); Собор Святой Троицы в Тбилиси - главный кафедральный собор Грузинской православной церкви; находится в Тбилиси, на холме св. Ильи (левый берег Куры). В соборе 13 престолов; нижний храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы; отдельно стоит звонница.

Строительство нового собора было запланировано в 1989 году в связи с празднованием 1500-летия автокефалии грузинской церкви и в ознаменование 2000-летия христианства. Конкурс на возведение храма выиграл выдержанный в ретроспективном духе проект Арчила Миндиашвили. Высота верхнего храма составляет 68 м (без надкупольного креста, крест 7,5 м); протяжённость с востока на запад - 77 метров, с севера на юг - 65 метров; общая площадь - более 5 тысяч квадратных метров.

18. Тимишоарский собор - 83,7 метра

Место: Тимишоара, Румыния

Годы постройки: 1936–1940

Тимишоарский собор Трёх Святителей - кафедральный собор в Тимишоаре, относится к Банатской митрополии Румынской Православной Церкви. Построен в 1936–1940 годах из бетона и кирпича и посвящён Трём Святителям-Иерархам: Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту. Однако, из-за войны отделка была закончена лишь к 1956 году. Самый высокий собор Румынской православной церкви.

Собор Трёх Святителей построен в традиционном для румынско-молдавской храмовой архитектуры стиле (с элементами карпатского стиля). Имеется 9 больших и 4 малых башни. Высота собора - 83,7 м, это самая высокая церковь в стране и один из высочайших православных храмов. Длина собора - 63 м, ширина - 32 м. Внутри может находиться более четырёх тысяч прихожан.

19. Колокольня Рязанского Кремля - 83,2 метра

Место: Рязань, Россия

Годы постройки: 1789–1840

Архитекторы: С. А. Воротилов, И. Ф. Русско, К. А. Тон, Н. И. Воронихин

Рязанский кремль - древнейшая часть города Рязани, историко-архитектурный музей-заповедник под открытым небом, один из старейших музеев России. Расположен на высоком обрывистом холме, окружённым реками Трубежем и Лыбедью, а также сухим рвом. Памятник архитектуры и заповедник федерального значения, входит в государственный реестр особо ценных объектов народов Российской Федерации.

20. Колокольня Всехсвятского кафедрального собора - 82 метра

Место: Тула, Россия

Годы постройки: 1776–1825

Архитектор: В.Ф. Федосеев

Всехсвятский кафедральный собор - православный кафедральный собор Тулы. Храм, построенный на возвышенном месте города, виден почти из всех точек города. Архитектурное решение Всехсвятской церкви характеризуется как переход от барокко к классическому стилю. По своему стилю храм относится к раннему русскому классицизму 1760–1770 годов.

Большие оконные проемы в общем оформлении фасадов придают зданию скорее гражданский, чем культовый характер. Архитектурное решение церкви, начатой через год после окончания здания академии художеств в Петербурге, находится под явным влиянием выдающегося творения Кокоринова и Деламота.

21. Колокольня Свято-Троицкого монастыря - 81,6 метра

Место: Алатырь, Россия

Годы постройки: 2006-2011

Архитекторы: Вердин В. А., Силуков В. А.

Свято-Троицкий мужской монастырь - православный монастырь в городе Алатырь (Чувашия). Основан в 1584 г. Троицкий собор, Сергиевская церковь с приделом в честь казанской иконы Божией Матери, пещерный храм, жилые и хозяйственные постройки. Все строения каменные XVIII–XIX вв. Памятник истории культуры. В 1995 году передан Чебоксарско-Чувашской епархии.

Монастырь получил известность в связи с деятельностью почитаемого народом схимонаха Вассиана. Размер колокольни позволяют видеть её шпиль и слышать звон её колоколов, из которых особо выделяется 18-тонный колокол, практически в любом месте старинного города. Она возведена в традиционном храмовом стиле XI–XII веков и напоминает башни Московского Кремля, знаменитого храма Вознесения в Государственном историко-архитектурном музее-заповеднике «Коломенское» и других старинных храмов и колоколен шатрового типа. Характерно, что в Алатыре существовал шатровый храм-колокольня Казанской иконы Божией Матери, который горожане считали архитектурным символом города Алатырь (шатер этого храма утрачен в результате недавнего пожара).

22. Колокольня Ивана Великого - 81 метр

Место: Кремль, Москва, Россия

Годы постройки: 1505-1508

Архитектор: Бон Фрязин

Колокольня Ивана Великого - церковь-колокольня, расположенная на Соборной площади Московского Кремля. В основании колокольни располагается церковь прп. Иоанна Лествичника. Колокольня является примером влияния итальянской традиции строительства отдельно стоящих колокольных башен. После надстройки до высоты 81 м в 1600 г. (при Борисе Годунове), колокольня являлась самым высоким зданием России до начала XVIII века.

23. Колокольня Свято-Успенской Саровской пустыни - 81 метр

Место: Россия, г. Саров

Годы постройки: 1789–1799

Архитектор: К.И.Бланк

Свято-Успенская Саровская пустынь - мужской монастырь, основанный в начале XVIII века в городе Сарове на севере Тамбовской губернии в Темниковском уезде (ныне Саров - часть Нижегородской области). Известен как место, где подвизался преподобный Серафим Саровский, почитаемый православный подвижник и святой.

24. Спас на Крови - 81 метр

Место: Санкт-Петербург, Россия

Годы постройки: 1883–1907

Собор Воскресения Христова на Крови, или Храм Спаса на Крови - православный мемориальный однопрестольный храм во имя Воскресения Христова; сооружён в память того, что на этом месте 1 (13) марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен император Александр II (выражение на крови указывает на кровь царя). Храм был сооружён как памятник Царю-Мученику на средства, собранные по всей России.

Расположен в историческом центре Санкт-Петербурга на берегу канала Грибоедова рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью. Высота девятиглавого храма 81 м, вместимость до 1600 человек. Является музеем и памятником русской архитектуры.

25. Колокольня Спасского собора - 81 метр

Место: Пенза, Россия

Годы постройки: Строится

Архитектор: Херувимов О.Г.

В 1822 году на площади было возведено самое грандиозное и эффектное здание Пензы - Спасский кафедральный собор и площадь стала называться Соборной. В разные времена здесь бывали Российские императоры: Александр I, Николай I, Александр II и дважды Николай II (первый раз, как наследник престола, а второй раз уже как самодержец.

В 1923 Спасский кафедральный собор был закрыт, в следующем году отдан под архивохранилище. В 1934 году Спасский кафедральный собор был взорван. В 1999 на месте взорванного собора было начато строительство часовни. В 2011 году началось восстановление собора.

26. Храм Святого Саввы - 79 метров

Место: Белград, Сербия

Годы постройки: 1935–2004

Архитекторы: Александр Дероко и Богдан Несторович

Храм Святого Саввы в Белграде на Врачаре - храм Сербской православной церкви, главный престол которого освящён в честь первого сербского архиепископа и национального героя Сербии святого Саввы (1175–1236). Сооружён на месте сожжения мощей последнего оттоманскими властями в 1594 году. Один из самых крупных православных храмов в мире. В законченном строительством здании собора продолжаются отделочные работы.

27. Троицкий собор - 78 метров

Место: Псков, Россия

Годы постройки: 1682–1699

Свято-Троицкий кафедральный собор в Пскове - православный храм, кафедральный собор Псковской и Порховской епархии. Входит в состав архитектурного ансамбля Псковского крома и является главным его строением.

28. Большой Златоуст (Максимилиановская церковь) - 77 метров

Место: Екатеринбург, Россия

Годы постройки: 1755 - 1930

Храм-колокольня, разрушенный в 1930 году и воссозданный в 2006 - 2013 годах вблизи от своего исторического фундамента. История проектирования и строительства храма отличается необычайной запутанностью - несколько раз в столице не утверждали присланные из Екатеринбурга проектные документы. Само же здание, которое в итоге назвали Большим Златоустом, по утверждённому проекту должно было служить лишь колокольней у входа в более величественный храм, похожий на московский Храм Христа Спасителя, однако из-за нехватки средств этот проект не реализовали, а колокольню освятили как храм. В результате получился храм уникальной планировки, крайне не характерной для своего времени - аналогичной церквям типа иже под колоколы, строившимся в Русском царстве в конце XV - первой половине XVI века, при которой ярус звона располагается прямо над помещением храма.

29. Колокольня Иоанно-Богословского Пощуповского монастыря - 76 метров

Место: село Пощупово, Рязанская область, Россия

Годы постройки: между 1150 - 1900

Иоанно-Богословский монастырь - мужской монастырь Рязанской епархии Русской православной церкви, расположенный на правом берегу Оки, в селе Пощупово Рыбновского района Рязанской области, в 25 километрах к северу от города Рязани.

Считается, что обитель возникла в конце XII или начале XIII века и была основана греческими монахами-миссионерами, которые принесли с собой чудотворную икону апостола Иоанна, написанную в VI столетии в Византии мальчиком-сиротой. Образ этот стал главной святыней Богословского монастыря.

В XVI - первой половине XVII века монастырь неоднократно разорялся крымскими татарами, но неизменно возрождался (источники упоминают, в частности, разорения 1534 и 1572 годов).

Возрождение монастыря связано с именем Давида Ивановича Хлудова - потомственного почётного гражданина, купца первой гильдии.

30. Свято-Троицкий собор - 75,6 метров

Место: Моршанск, Россия

Годы постройки: 1836–1857

Проект был утвержден в 1830 году с пометкой «выше Исаакия не строить». Собор Троицы Живоначальной (Троицкий собор) - второй кафедральный собор Мичуринской и Моршанской епархии Русской православной церкви, главный православный храм города Моршанска Тамбовской области. Величественное здание Троицкого собора видно за десятки километров от города.

31. Успенский собор - 75 метров

Место: Астрахань, Россия

Годы постройки: 1699–1710

Успенский собор (официальное название - собор Успения Пресвятой Богородицы) - крупнейший православный храм Астрахани. Расположен на территории Астраханского кремля. Построен в 1699–1710 годы под руководством каменных дел мастера Дорофея Мякишева; строительство курировал митрополит Сампсон.

Успенский собор считается одним из лучших образцов русского церковного зодчества начала XVIII века, и является единственным из сохранившихся в России архитектурных храмовых комплексов, где храм и Лобное место соединены.

32. Вознесенский собор - 74,6 метра

Место: Новочеркасск Россия

Годы постройки: 1891–1904

Войсковой казачий собор в столице Всевеликого Войска Донского. Вознесенский войсковой патриарший собор - православный храм в Новочеркасске, второй кафедральный собор Ростовской и Новочеркасской епархии и главный храм Донского казачества. Патриарший кафедральный собор Патриарха Московского и всея Руси (с 2014 года). Здесь покоятся останки донских атаманов М. И. Платова, В. В. Орлова-Денисова, И. Е. Ефремова, Я. П. Бакланова.

33. Вознесенский собор - 74 метра

Место: Елец, Россия

Годы постройки: 1845–1889

Собор является одним из двух самых высоких зданий на территории Липецкой области. Главный православный храм города Ельца, кафедральный храм Елецкой епархии. Здание потрясает колоссальностью своих размеров, высота собора вместе с крестом составляет 74 метра, длина 84 метра, ширина 34 метра. Размещается на Красной площади - центральной части г. Ельца.

34. Всехсвятская церковь - 74 метра

Место: Минск, Белоруссия

Годы постройки: 2006–2008

Всехсвятская церковь (полное название - Минский храм-памятник во имя Всех святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших) - храм белорусского экзархата Русской Православной церкви. Высота храма - 72 метра, вместе с крестом - 74. Одновременно храм сможет принять 1200 молящихся. Расположен в Минске, на пересечении улиц Калиновского и Всехсвятской.

35. Храм Христа Спасителя - 73 метра

Место: Калининград, Россия

Годы постройки: 2004–2006

Храм Христа Спасителя - главный православный храм Калининграда, построенный по проекту архитектора Олега Копылова. Рассчитан на 3 000 человек. Высота (до креста) достигает 73 метров. Храм расположен на центральной площади Калининграда - площади Победы. Храм построен в стиле Владимиро-Суздальского храмового зодчества.

Строился с 1995 года (установлен закладной камень). В 1996 году Президентом России Б. Ельциным и митрополитом Кириллом в основание постройки заложена капсула с землёй, взятой от московского Храма Христа Спасителя. Строительству активно способствовал губернатор области Л. Горбенко. Верхний храм Рождества Христова освящён 10 сентября 2006 года патриархом Алексием II, освящение приурочено к 20-летию открытия первого православного храма в Калининграде.

36. Казанский собор - 71,6 метра

Место: Санкт-Петербург, Россия

Годы постройки: 1801–1811

Император Павел I пожелал, чтобы строящийся по его велению храм был похож на величественный Собор Святого Петра в Риме. Каза́нский кафедральный собор (Собор Казанской иконы Божией Матери) - один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга, выполненный в стиле ампир. Построен на Невском проспекте в 1801–1811 годах архитектором А. Н. Воронихиным для хранения чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской. После Отечественной войны 1812 года приобрел значение памятника русской воинской славы. В 1813 году здесь был похоронен полководец М. И. Кутузов и помещены ключи от взятых городов и другие военные трофеи.

37. Свято-Троицкий собор - 71,2 метра

Место: Магадан, Россия

Годы постройки: 2001–2011

Храм-памятник жертвам политических репрессий. Является самым высоким зданием на территории Магаданской области. Свято-Троицкий собор (Собор Троицы Живоначальной) - кафедральный собор Магаданской епархии Русской православной церкви. Храм-памятник жертвам политических репрессий, второй по величине православный храм на Дальнем Востоке. Общая площадь Собора с учётом прилегающей территории - более 9 тыс. кв. метров.

38. Морской Никольский собор - 70,6 метра

Место: Кронштадт, Россия

Годы постройки: 1902–1913

Морской собор святителя Николая Чудотворца - последний и самый крупный из морских соборов Российской империи. Построен в 1903-13 гг. в Кронштадте по неовизантийскому проекту В. А. Косякова.

Приход храма относится к Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви, располагается на территории Кронштадтского благочиннического округа. Ставропигиальный статус собора указывает на его прямое подчинение патриарху. Настоятель собора - архимандрит Алексий (Ганьжин).

С мая 2013 года считается основным храмом Военно-морского флота России и центром Военного благочиннического округа Санкт-Петербургской епархии.

39. Собор Петра и Павла - 70,4 метра

Место: Петергоф, Ленинградская область, Россия

Годы постройки: 1894–1904

Собор Святых Петра и Павла - православный храм в Петергофе. Расположен в Новом Петергофе, на берегу Ольгина пруда, на Санкт-Петербургском проспекте, вблизи дворцово-паркового ансамбля «Петергоф». Храм относится к Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви, является центром Петергофского благочиннического округа. Настоятель - протоиерей Павел Александрович Кудряшов.

Собор был построен в формах русского зодчества XVI–XVII веков. Рассчитан на 800 человек. Внешне храм имеет пирамидальную форму и увенчан пятью шатровыми главами.

Храм Христа Спасителя


высота: 103 метра


Кафедра́льный Собо́рный храм Христа́ Спаси́теля (собор Рождества́ Христо́ва) в Москве - кафедральный собор Русской православной церкви недалеко от Кремля на левом берегу реки Москвы. Существующее сооружение - осуществлённое в 1990-х годах внешнее воссоздание одноимённого храма, созданного в XIX веке. На стенах храма были начертаны имена офицеров Русской армии, павших в войне 1812 года и иных по времени близких военных походах.
Оригинал храма был воздвигнут в память о наполеоновском нашествии: «в сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели». Был построен по проекту архитектора Константина Тона. Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 23 сентября 1839 года, освящён - 26 мая 1883 года.
Заново отстроенный храм Христа Спасителя считается самым большим собором Русской Православной Церкви. Храм рассчитан на
10 000 человек

Исаакиевский собор


высота: 101, 5 метр


Исаа́киевский собо́р (официальное название - собор преподобного Исаакия Далматского) - крупнейший православный храм Санкт-Петербурга. Расположен на Исаакиевской площади. Имеет статус музея; зарегистрированная в июне 1991 года церковная община имеет возможность совершать богослужение по особым дням с разрешения дирекции музея. Освящён во имя преподобного Исаакия Далматского, почитаемого Петром I святого, так как император родился в день его памяти - 30 мая по юлианскому календарю.
Построен в 1818-1858 годы по проекту архитектора Огюста Монферрана; строительство курировал император Николай I, председателем комиссии построения был Карл Опперман.
Исаакиевский собор - выдающийся образец позднего классицизма

Спасо-Преображенский собор


высота: 96 метров

Спасо-Преображенский кафедральный собор - православный собор в Хабаровске, возведённый на крутом берегу Амура в 2001-2004 годах. Согласно ряду источников, является третьим по высоте храмом России после Храма Христа Спасителя в Москве и Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, а также самым высоким зданием Хабаровска.
Высота куполов Преображенского собора составляет 83 метра, высота с крестами - 95 метров. Для сравнения - высота Дома радио, расположенного по соседству с храмом, чуть больше 40 метров. Храм был построен по проекту архитекторов Юрия Живетьева, Николая Прокудина и Евгения Семёнова. Фрески внутри храма (на куполе Спас-Вседержитель и апостолы) выполнила группа московских художников, специально приглашённая по этому случаю в Хабаровск епископом Хабаровским и Приамурским Марком. Спасо-Преображенский кафедральный собор в состоянии одновременно принять три тысячи прихожан.




Смольный собор


высота: 93,7 метра

Смольный Воскресения Христова собор (Смольный собор) входит в состав архитектурного ансамбля Смольного монастыря, который находится в Санкт-Петербурге на левом берегу Невы на Смольной набережной. Является также концертной площадкой классической музыки.
Согласно макету ансамбля Смольного монастыря (хранится в музее Академии художеств) должна была быть построена высокая 140-метровая пятиярусная колокольня. Таким образом высота этой колокольни на 18 метров превзошла бы высоту шпиля колокольни Петропавловского собора, и могла бы стать самым высоким зданием в Европе. Первый ярус колокольни должен был служить триумфальной аркой - парадным въездом в монастырь, второй - надвратной церковью, а в остальных трёх должны были располагаться звонницы. Колокольню должна была завершать маленькая башенка с тремя круглыми окнами и венчающей её главкой с крестом.
Однако, вопреки сложившемуся мнению, ансамбль Смольного монастыря остался без колокольни по воле самого Растрелли, а не из-за нехватки средств (строительство колокольни приостановлено в 1756 году, до вступления России в Семилетнюю войну), хотя и оба эти факта могли стать решающими.



а вот и макет "Смольного"

Александро-Невский Новоярмарочный собор


высота: 87 метров

Собор святого благоверного князя Александра Невского (Новоя́рмарочный) - православный кафедральный (с 2009 года) собор в Нижнем Новгороде. Построен в 1868-1881 годах по проекту архитектора Л. В. Даля.
В выступающем западном притворе, на хорах большого собора расположена зимняя церковь Макария Желтоводского и Унженского.
В 1856 году ярмарочное купечество изъявило желание построить второй православный ярмарочный храм в память о посещении ярмарки императором Александром II и обратилось с ходатайством о постройке нового собора к нижегородскому епископу Антонию, а тот, в свою очередь, к губернатору А. Н. Муравьёву. Был проведён сбор пожертвований. Необходимые средства (454 тысячи 667 рублей 28 копеек) были собраны за 10 лет.
8 сентября 1864 г. состоялась символическая закладка камня в основание будущего храма. К 1864 году был готов проект губернского архитектора Р. Я. Килевейна. Его пришлось переработать по причине недостаточной прочности; после этого выяснилось, что для такого проекта не хватает финансирования. Новый проект, предложенный молодым архитектором Л. В. Далем, также не был утверждён.
18 ноября 1865 г. проект церкви был утверждён правительством. Авторство утверждённого правительством проекта до сих пор не установлено точно. В 1866 г. Л. В. Даль вернулся на постоянное жительство в Нижний Новгород из-за границы и доработал проект собора.

Благовещенский собор


высота: 85 метров

Благове́щенский кафедра́льный собо́р - православный храм Русской православной церкви, расположенный в центре города Воронежа. Возведён по проекту архитектора В. П. Шевелёва в Русско-Византийском стиле. Собор находится на Проспекте Революции на территории Первомайского сада. Строительство осуществлялось с 1998 по 2009 годы. Возведение храма благословил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II в ходе своего визита в Воронеж.
В Воронеже статус кафедрального имели Благовещенский собор (до 1836 года), Троицкий Смоленский собор (закрыт в 1932 г.), Покровский собор (с 1948 года по настоящее время). Первые два собора были разрушены в свое время.
Разные исследователи называют разные даты основания Благовещенского собора. Митрополит Киевский Евгений (Болхотников) полагал, что он был основан в 1620 году. Другие считали, что датой основания необходимо принять 1586 год, то есть год основания города Воронеж.
Изначально Благовещенский храм был построен из дерева. Из-за частых пожаров храм перестраивали, иногда даже переносили на другое место.

Спас на Крови


высота: 81 метр

Собо́р Воскресе́ния Христо́ва на Крови́ или Храм Спа́са-на-Крови́ в Санкт-Петербурге - православный мемориальный однопрестольный храм во имя Воскресения Христова; сооружён в память того, что на этом месте 1 марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен император Александр II (выражение на крови указывает на кровь царя). Храм был сооружён как памятник Царю-Мученику на средства, собранные по всей России.
Расположен в историческом центре Санкт-Петербурга на берегу канала Грибоедова рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью, неподалёку от Марсова поля. Высота девятиглавого храма 81 м, вместимость до 1600 человек. Является музеем и памятником русской архитектуры.
1 марта 1881 года на набережной Екатерининского канала в результате нападения террориста-народовольца И. И. Гриневицкого был смертельно ранен император Александр II.
Уже 2 марта на чрезвычайном заседании Городская дума просила вступившего на трон императора Александра III «разрешить городскому общественному управлению возвести… на средства города часовню или памятник». Тот ответил: «Желательно было бы иметь церковь… а не часовню». Однако всё же было решено поставить временную часовню.
Разработать проект поручили архитектору Л. Н. Бенуа. Работы велись быстро, так что 17 апреля 1881 года часовня была освящена и в ней стали проводить памятные панихиды. Думе это практически ничего не стоило: поставил её купец I гильдии Громов, строительные работы оплатил купец Милитин, он же стал старостой. Эта часовня оставалась на набережной вплоть до момента начала строительства храма - до весны 1883 года, после чего была перенесена на Конюшенную площадь, где простояла ещё 9 лет и была окончательно разобрана.

Троице-Измайловский собор


высота: 80 метров

Тро́ице-Изма́йловский собо́р (Тро́ицкий собо́р) - православный собор на Троицкой площади в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга. Полное наименование - Собор Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка.
Приход храма относится к Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви, входит в состав Адмиралтейского благочиннического округа. Настоятель - протоиерей Геннадий Бартов.
При Императоре Петре I на этом месте стояла деревянная часовня.
После наводнения архитектору В. П. Стасову было предложено разработать проект нового каменного храма. При этом, образцом должна была оставаться старая деревянная церковь.
Закладку нового храма совершил 13 (25) мая 1828 года митрополит Серафим (Глаголевский). На торжестве присутствовали императрица Мария Фёдоровна и цесаревич Александр Николаевич. Строительство осуществлялось на личные средства императора Николая I и казённые деньги. Стоимость возведения собора составила 3 миллиона рублей. Через четыре года здание было вчерне готово и началась внутренняя отделка. В процессе строительства приходилось восстанавливать сорванный 23 февраля (7 марта) 1834 года бурей купол и переписывать некоторые образа.

Троицкий Собор


высота: 78 метров

Свято-Троицкий кафедральный собор в Пскове - православный храм, кафедральный собор Псковской и Великолукской епархии. Входит в состав архитектурного ансамбля Псковского крома и является главным его строением.
Сегодняшнее, четвёртое по счёту, здание собора было построено в 1699 году, на том же месте, где стояли предыдущие храмы. Первый собор, построенный в Х веке, по распоряжению княгини Ольги, был деревянным, и простоял до первой половины XII века, когда был уничтожен пожаром. Второй собор был уже каменным и заложен, по церковной легенде, в 1138 году святым благоверным князем Всеволодом Мстиславичем.
В 1363 году произошло обрушение свода храма и в 1365 году на старом основании заложен новый собор. В 1609 году, во время сильного пожара, в Кремле взорвался пороховой склад, и взрывной волной было разрушено третье здание собора. В 1699 году было завершено строительство четвёртого собора, дошедшего до наших дней.

Николо-Угрешский монастырь


высота: 77 метров

Нико́ло-Угре́шский монасты́рь - православный мужской ставропигиальный монастырь. Расположен по адресу: Московская область, гор. Дзержинский, Площадь Святителя Николая, д. 1 (м. Люблино).
Монастырь основан в 1380 году великим князем Дмитрием Донским на месте явления иконы Святителя Николая Чудотворца. По преданию именно в этом месте войско великого князя остановилось на отдых на пути к полю Куликову. Явление иконы укрепило Дмитрия Донского верой и надеждой, отчего Святой Благоверный князь произнёс «Сия вся угреша сердце мое» («Это всё согрело сердце моё»). С тех пор это место называется Угреша, а сам монастырь Николо-Угрешским.
Монастырь неоднократно горел и разорялся, но быстро восстанавливался. В 1521 году монастырь был сожжен дотла при набеге на Москву крымского хана Мехмеда I Гирея, но как и в предыдущих случаях был быстро восстановлен.

Вознесенский собор


высота: 74,6 метра

Вознесе́нский войсково́й кафедральный собор - православный храм в Новочеркасске, второй кафедральный собор Ростовской и Новочеркасской епархии и главный храм Донского казачества. Здесь покоятся останки донских атаманов М. И. Платова, В. В. Орлова-Денисова, И. Е. Ефремова, Я. П. Бакланова.
После того, как в 1818 году братья Руски покинули Россию, строительство собора продолжил архитектор Амвросимов. В 1846 году при сведении главного купола неожиданно обрушилась часть храма. То же самое произошло в 1863 году со вторым вариантом собора, строившимся по проекту И. О. Вальпреде.
Первоначально все купола собора были покрыты червонным золотом, а главный крест инкрустирован горным хрусталем. Высота центрального купола с крестом достигает 74,6 метров. В советское время с куполов было снято позолоченное медное покрытие, взамен храм должны были покрыть листами железа, но долго этого не делали и здание постоянно подвергалось действиям природной стихии - заливалось, засыпалось снегом, также была выведена из строя система отопления. В 1903-1923 годах ключарем собора был священномученик Захария (Лобов). В 1934 году Вознесенский собор был закрыт, само здание использовалось как склад.
Собор был вновь открыт в 1942 году, во время немецкой оккупации. В послевоенные годы в подвальных помещениях находился продуктовый склад, а наверху шли церковные службы. В 2001 году начались крупномасштабные реставрационные работы. В 2005 году, к 200-летию Новочеркасска и 100-летию открытия собора реставрация фасада здания была успешно завершена. Оборудована система подсветки и проекций библейских сюжетов на фасад. В 2010-2011 году купола были вновь покрыты золотыми листами, а в крест вставлен камень из горного хрусталя.

Храм Христа Спасителя


высота: 73 метра

Храм Христа Спасителя - главный православный храм Калининграда, построенный по проекту архитектора Олега Копылова. Рассчитан на 3 000 человек. Высота (до креста) достигает 73 метров. Храм расположен на центральной площади Калининграда - площади Победы. Храм построен в стиле Владимиро-Суздальского храмового зодчества.
Строился с 1995 года (установлен закладной камень). В 1996 году Президентом России Б. Ельциным и митрополитом Кириллом в основание постройки заложена капсула с землёй, взятой от московского Храма Христа Спасителя. Строительству активно способствовал губернатор области Л. Горбенко.
Верхний храм Воскресения Христова освящён 10 сентября 2006 года патриархом Алексием II, освящение приурочено к 20-летию открытия первого православного храма в Калининграде.
Нижний храм служит храмом воинской славы и является храмом-памятником в память о русских воинах, погибших в Семилетнюю войну, Наполеоновские войны, Первую мировую войну и Вторую мировую войну в Восточной Пруссии, нынешней Калининградской области.

По описи начала XVIII века в комплексе построек ансамбля «Иван Великий» числилось 34 колокола, из которых использовалась примерно половина: остальные не имели языков. Поскольку колокола разрушались вследствие пожаров, падений самые древние из сохранив-шихся в Кремле относятся только к XVI веку (хотя известно, что еще в 1346 г. мастер Борис Римлянин отлил пять колоколов — вероятно, для церкви св. Иоанна Лествичника, построенной при Иване Калите). Три самых величественных колокола Кремля можно увидеть на звоннице. В центральном проеме находится второй по величине после Царь-колокола и самый большой из ныне действующих колоколов — «Успенский». Один из них, «Успенский», виден в центральном проеме Петроковой звонницы. В 1817-1819 гг. московские мастера Яков Завьялов, девяностолетний патриарх литейного дела, и пушечный мастер 14-го класса Русинов, работавшие на заводе купца Михаила Богданов, перелили его из поврежденного при взрыве старого колокола. Корпус колокола украшают литые изобра-жения Деисуса, Успения Богоматери, царей Алексея и Петра, а также императора Александра I с семьей и московского архиепископа Авгус-тина.

В литературных и архивных источниках «Успенский» колокол иногда фигурирует под названием «Большой», «Большой Успенский» и даже «Царь». Вес языка колокола, диаметр которого достигает 4,23-4,3 м составляет 1750 кг, а сам колокол весит около 4000 пудов. Огромный размер «Успенского» колокола вызывал опасения: владелец колокололитейного за-вода купец Богданов с трудом получил разрешение на его подъем на колокольню. Рядом со звонни-цей соорудили специальную каланчу. Когда колокол подняли до середины нужной высоты, кто-то закричал, что Иван Ве-ликий шатается. В собравшейся толпе началась паника — возможно, намеренно вызванная мошенниками, покушавшимися на чужие карма-ны. Но все обошлось благополучно, и колокол занял предназначенное ему место. В него звонили только по высокоторжественным дням и вели-ким праздникам, а купец Богданов, пожертвовавший на отливку нема-лые средства, приходил к звоннице, садился на ступени, слушал и пла-кал от умиления 1 .

Следующий по размеру колокол, Реут (то есть Ревун — колокол с низким и тяжелым звучанием), весом в 1200 пудов, был изготовлен по указу царя Михаила Федоровича в 1622 году Андреем Чоховым, автором Царь-пушки. При падении вследствие взрыва в 1812 г. от колокола откололись уши, но после починки звук не изменился. Ког-да же сорок с лишним лет спустя в Кремле начался торжественный звон в честь восшествия на престол Александра II, Реут сорвался, проломив своды звонницы и убив несколько человек. По этому поводу митрополит Филарет предсказал неблагополучный конец царствования Александра.

Третий большой колокол в 1017 пудов, фигурирующий в документах под названием «Семисотный», «Великопостный», «Воскресный», обладал таким красивым тембром, что его специально приходил слушать композитор А.Г. Рубинштейн. В этот богато декорированный колокол Филаретовой пристройки, отлитый в начале XVIII века Иваном Моториным, звонили в Великий пост.

1 Г. Истомин. Ивановская колокольня в Москве. М., 1893 г.

    Перечисляет по убывающей наиболее высокие христианские культовые сооружения, в частности, их купола или колокольни. Содержание 1 Список 2 Интересные факты 3 См. также … Википедия

    Список самых высоких зданий и сооружений в мире, высота которых превышает 350 метров, и список самых высоких сооружений своего времени. В этот список не вошли многочисленные телерадиомачты, за исключением некоторых, например, Варшавской… … Википедия

    Список самых высоких гостиниц в мире, высота которых превышает 300 метров. Содержание 1 О списке 2 Гостиницы выше 300 метров 3 См. также … Википедия

    Список самых высоких зданий и сооружений в мире, высота которых превышает 350 метров, и список самых высоких сооружений своего времени. Самые высокие сооружения мира (так же включен строящийся Всемирный торговый … Википедия

    Список самых высоких жилых зданий мира в списке перечислены существующие здания по высоте, построенные с основной целью создания жилплощади, притом процент жилплощади в здании превышает 85% общей площади, а высота здания превышает 300… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Колокольня (значения). Колокольня Ивана Великого в Москве … Википедия

    Православный собор Исаакиевский собор Собор преподобного Исаакия Далматского … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Храм Христа Спасителя (значения). Кафедральный православный собор Кафедральный Соборный храм Христа Спасителя (собор Рождества Христова) … Википедия

Колокольня Ивана Великого
(«Кричать во всю Ивановскую»)
Иван Великий – старейшая московская колокольня. Первую на этом месте церковь «Иоанн святый Лествичник, иже под колоколы» (то есть с колокольней над собственно церковью) поставил в 1340-е годы Иван Калита. При Иване III в 1502 – 1508 годах старую церковь разобрали и построили новую более высокую. Во времена Ивана Грозного на колокольне – тогда ее называли Иван Святый – уже было много колоколов. Опричник-немец Генрих Штаден пишет о ней: «Посреди Кремля стоит церковь с круглой красной (кирпичной) башней, на этой башне висят все большие колокола, что великий князь привез из Лифляндии».
Царь Борис Годунов повелел надстроить – «надделати верх выше первого и позлати» - колокольню Ивана Лествичника, что и было осуществлено в 1598 – 1600 годы. Надстроены были два яруса и купол. Это еще более выделило колокольню из всех кремлевских построек, превознеся над ними ее золотую главу, под которой, опоясывая барабан, шла надпись славянской вязью. Как писал современник, Борис Годунов здесь «обозначил свое имя, положив его как некое чудо на подставке, чтобы всякий мог, смотря, прочитать крупные буквы, как будто имея их у себя в руках». После смерти царя Бориса и убийства его сына и наследника Федора надпись замазали. Петр I приказал ее возобновить. Надпись сохранилась до сих пор.
После надстройки колокольня Иван Святый стала называться Иваном Великим. На сделанном около 1605 года и изданном в Амстердаме плане Кремля, где она показана уже надстроенной, изображение снабжено подписью (на латинском языке): «Иван Великий; большой храм св.Иоанна, крыша башни которого позолочена и башня изобилует колоколами».
Голштинский дипломат Адам Олеарий в своем сочинении «Описание путешествия в Московию» (1630-е годы), рассказывая о различных сторонах русской жизни и быта, обратил внимание на московские колокола и колокольный звон и, конечно, не мог не сказать об Иване Великом: «На самой середине площади в Кремле стоит чрезвычайно высокая колокольня, называемая Иван Великий, глава которой обита золоченой жестью, а на самой колокольне – множество колоколов».
Иван Великий был самым высоким сооружением Москвы XVIII – XIX веков. Возносясь своей золотой могучей главою над всем городом, он был виден отовсюду. Уже само название колокольни – не официальное, а народное – Иван Великий – определяло ее место и значение в сознании москвича и всякого русского человека. Она был символом Москвы и тем самым – России.
Давнее и широко распространенное московское присловье утверждает: «Иван Великий – повыше высокого». Бытовал неизвестно кем и когда объявленный запрет возводить в Москве здания выше Ивана Великого. Когда в 1723 году молния ударила в шпиль новопостроенной светлейшим князем А.Д.Меншиковым церкви Михаила Архангела на Чистых прудах, более известной под названием Меншиковой башни, и подожгла ее, в Москве объясняли пожар как кару строителю за то, что он возвел свою церковь выше главной московской колокольни.
В народе было распространено поверье, что, пока стоит Иван Великий, будет стоять и Россия. В 1812 году Наполеон приказал взорвать колокольню. Была разрушена пристройка, взрывной волной сорвало колокола, но сама колокольня уцелела. В этом москвичи видели счастливый знак, и когда в 1813 году вновь зазвонили колокола на Ивановской колокольне, то в Москве был праздник: звон Ивана Великого возвещал возрождение города.
В своей книге «Седая старина Москвы», изданной в 1897 году, поэт, романист и большой знаток простонародной России И.К.Кондратьев пишет о достопримечательностях, которые «известны в отдаленных губерниях России» и стали национальными символами: «Почти всякий приезжий в Москву считает непременным долгом прежде всего побывать в Кремле, взойти на колокольню Ивана Великого, помолиться в Храме Спасителя, а потом хоть проехать подле Сухаревой башни…»
Иван Великий – главная колокольня Москвы.
На колокольне, как правило, бывает несколько колоколов. Конечно, количество и размеры их зависят от богатства церкви (вернее, ее прихода), но пополнение колоколами не является простым умножением их числа. Существует несколько родов церковных колоколов, различающихся по назначению и размерам.
Самый большой колокол называется праздничным, он звучит во время важнейших церковных праздников, по поводу крупных государственных событий. Праздничные колокола бывают весом до 2000 пудов и более.
Затем идет воскресный колокол, по величине он меньше праздничного и весит до 10000 и более пудов. В него благовестят в воскресенье.
Следующий колокол – полиелейный – весом до 600 – 700 пудов служит для благовеста в праздники апостольские и святительские.
Вседневный колокол, весом от 100 до 500 пудов, звонит каждый день.
Таковы большие колокола, малые же носили общее название – зазвонные.
Кроме того, у наиболее замечательных по своему происхождению – по имени дарителя, историческим обстоятельствам (например, взятых как военные трофеи) – бывали еще и собственные имена.
Конечно, далеко не на каждой колокольне был полный и именно таких весовых категорий набор, и звонари обходились тем, что есть. Весь же комплект имеющихся на колокольне колоколов исстари назывался, как объясняет С.В.Максимов, «колокольной фамилией». (Максимовское «исстари» относится ко времени петровских реформ – концу XVII – началу XVIII века, когда в русский язык массово внедрялась иностранная лексика: «род», «семья» заменяли словом «фамилия»; тогда же колокола называли на итальянский лад – «кампаны»). Говоря же о колоколах конкретной церкви или колокольни, прибавляли ее название – такая-то колокольная фамилия.
Обычно звонили лишь в часть колоколов, и лишь в особо важных случаях в звоне участвовала вся фамилия, как говорили в таких случаях, звон во все колокола или во всю фамилию.
Ивановская колокольная фамилия славилась в России.
Поэт пушкинской эпохи М.А.Дмитриев, автор сборника «Московские элегии», посвятил одну из них Кремлю и его колокольне:
Где благовестный звон Руси, во дни ее ликований,
Царских, народных торжеств, звонче кремлевского звона?
Где в дни былые созывный набат на Руси был слышнее?
Чуть железным своим языком и литыми из меди устами
Наш Великий Иван взговорит – Русь ту речь разумеет!
В начале ХХ века на самой колокольне Ивана Великого и в пристройке-звоннице находилось около 40 колоколов. Большие: «Успенский», «Реут, или Ревун», «Семисотный», «Медведь», «Лебедь», «Широкий», «Свободный», «Немчин», «Корсунский», «Марьинский», «Безымянный» и другие – всего около пятнадцати; остальные – маленькие, зазвонные. Сейчас Ивановская колокольная фамилия состоит из 24 колоколов, но большие сохранились все.
Пятьсот лет ударом большого Успенского колокола начинался в Москве колокольный звон в Великие праздники, вызывая у москвичей радостный подъем духа.
Велик Господь на небесах,
Велик в Москве Иван Великий!
Итак, хвала тебе, хвала,
Живи, цвети, Иван Кремлевский,
И, утешая слух Московский,
Гуди во все колокола!..
Этими строками заканчивает свое стихотворение «Иван Великий» А.И.Полежаев.
Звон во всю Ивановскую фамилию, приобретя всеобщую известность, вошел в поговорку – «Кричать во всю Ивановскую», которая распространилась по всей Руси. Со временем слово «фамилия» выпало, как это случилось и со словом «улица» в песенной строке «по Тверской-Ямской», по причине общеизвестности, что такое «Ивановская» и «Тверская-Ямская», и вообще по стремлению народных речений к максимальной краткости.
Так возникло в русской живой речи выражение «Во всю Ивановскую». Но с широтой распространения начала теряться, забываться его связь со звоном Ивановской колокольни, и, в конце концов, выражение приобрело общий, абстрактный смысл. Недаром и Гоголь, и Достоевский, и Григорович пишут «ивановскую» не с пропиской буквы, как следовало бы писать имя собственное, а со строчной как нарицательное.
Колокольный звон в Кремле был запрещен в 1918 году, и лишь единожды, в 1921 году на Пасху, этот запрет был нарушен. Об этом случае в то время ходили разные слухи, а сорок лет спустя вологодский писатель К.Коничев написал о нем рассказ «Последняя симфония Ивана Великого».
В том году накануне Пасхи к председателю ВЦИК М.И.Калинину в его приемную пришел Иван Дмитриевич Сытин, известный и всеми уважаемый издатель. Калинин встретил его приветливо.
«- С чем пожаловали, с какой докукой, Иван Дмитриевич? Садитесь, рассказывайте.
- Да рассказывать-то особенно нечего. Думаю, вы меня, Михаил Иванович, сразу поймете и, надеюсь, откликнетесь на мою просьбицу. Вот вы, всероссийский староста, у вас дела большого плавания, высокого полета, а я староста церкви Пресвятой Богородицы в Путинках. Я вот о чем: церкви в Москве убывают… Кремлевские храмы совсем заглохли, доступа нет. А ведь известно, какой порядок был, скажем, на Пасху: грянет большой колокол на Иване Великом и – вся пасхальная Москва затрезвонит. Душа радуется. Сейчас вот конец Великого поста. Христово Воскресение у нас на носу. Дозвольте, Михаил Иванович, в нынешнюю пасхальную ночь начать в Москве звон с Ивана Великого? Может, это в последний раз…»
Сытин убедил Калинина, и тот выхлопотал разрешение в пасхальную ночь допустить звонарей на Ивана Великого и начать праздничный московский благовест его колоколами. Сытин, по словам Коничева, потом признавался, что шел к Калинину, загадав: «Если Москва ныне не услышит Ивана Великого, то больше ей никогда его не слыхать».
После этого звона Иван Великий замолк на долгие годы, почти на три четверти века, и лишь семьдесят один год спустя, в 1992 году, на Светлое Христово Воскресение раздался благовест с главной московской колокольни. Был он не так громок, звонили лишь пять колоколов второго яруса: «Корсунский», «Немчин» и три малых, зазвонных. Но главное – он звонил! На Пасху 1995 года звонили уже 20 колоколов из Ивановской колокольной фамилии…
Но что такое звон во всю Ивановскую, призвав на помощь воображение, можно представить по замечательному описанию Н.И.Оловянишникова:
«Звон на Ивановской колокольне представляется необыкновенно торжественными, особенно когда производится во все колокола, что бывает в самые большие праздники и при торжественных случаях; он называется «красным звоном» и имеет свою особую мелодию.
В ночь под Христово Воскресение красный звон совершается по особому, исстари существующему в Москве, обычаю. Призывный звон к заутрене начинается с колокольни Ивана Великого в Кремле. Для вящего благолепия и торжественности этого великого момента все московские церкви должны ждать, пока ударит громадный Успенский колокол Ивана Великого.
На первый удар его вдали, подобно эху, отзывается колокол Страстного монастыря, и затем уже разом, как будто бы по мановению капельмейстера, начинают гудеть колокола всех сорока сороков московских церквей.
Еще только не успели пробить полночи часы на Спасской башне, как задребезжал сигнальный колокольчик «кандия» Успенского собора, и, как всегда бывает, многотысячная толпа на площади Кремля стихла; и – вдруг ударили… Дрогнул воздух, рассеченный густым, но мягким ударом Успенского колокола! Торжественно понеслась, разрастаясь, широкая звуковая волна; перекатилась она с Кремлевского холма за Москву-реку и разлилась далеко вокруг.
Как хороша, как торжественно потрясает ночной, остывший воздух это густое «бархатное» la bemol! Второй удар еще сильнее, еще могучее. А в отклик ему перекатный звон тысячи колоколов всех церквей слился в один протяжный гул.
Растут все больше и больше радостные звуки, переливаясь, дробясь среди торжественной тишины ночи! Чудится, будто бы не землею порождены они, будто с темного свода небес льется этот могучий, стройный звон колоколов на безмолвную землю, оцепеневшую в немом благоговении.
Этот величавый «красный звон» московский, этот «язык неба» - лучше всего слушать с высоты Воробьевых гор, особенно если ветер на Москву. Тогда масса звуков борется с течением воздуха и не сразу, а постепенно наступает на вас, наполняя собою огромное пространство, раскинувшееся между «Воробьевкой» и городом».
Описание, согласитесь, впечатляющее. Может быть, когда-нибудь и нам собственными ушами доведется услышать настоящий московский красный звон – во всю ивановскую и наконец-то получить точное представление о том, что же означает известнейшее русское выражение…

tattooe.ru - Журнал современной молодежи