«Угощение для кукол»: лепка в средней группе, как подготовить занятие. Занятие по лепке «Мебель» для средней группы детского сада

Занятие лепкой в детском саду

Для гармоничного развития индивидуальной личности ребёнка очень важно приобщать его к миру красоты через изобразительную деятельность (рисование, лепку, аппликацию).
На занятиях по лепке следует закреплять умение лепить знакомые предметы, передавая их характерные особенности, например лепить фигуру человека и животного в движении,создавать несложные композиции. Мелкая мускулатура кистей рук у детей достаточно развита, что бы они могли тщательно оттянуть мелкие детали, сгладить переходы. Во время лепки надо предоставлять детям возможность использовать в процессе занятия разнообразные приёмы лепки,сочетать пластилин и природный материал или дополнительный материал.
Воспитатель, руководя деятельностью детей , направляет их внимание на тонкость и тщательность отделки создаваемых предметов и объектов. Самые мелкие детали дети могут изобразить стекой (глаза, рот). Дети могут изменять при лепке положение частей тела животных,человека,это позволяет передавать движения.
Перед занятием так же важна предварительная работа, рассматривание изображений предметов, которые собираетесь лепить, характерные черты,формы, цвет.
Это поможет при выполнении работы придать выразительность и правдивость.Очень важно так же заинтересовать детей, создание эмоционального настроя (использование сюрпризного момента, загадок, стихов, появление сказочного персонажа.
Детей учат создавать изображения как по частям, так и из целого куска пластилина. Такой способ называется пластический.На занятиях детей учат передавать соотношения по величине деталей. Дети легко усваивают на наглядном примере, что у животных четыре лапы расположены парами, тело как бы лежит на передних и задних лапах. Постепенно дети овладевают способами лепки морды разных животных: зайца, лисы, волка, медведя и др.
В процессе обучения воспитатель должен направлять внимания детей на сравнение и выявление сходства и различия разных животных. Для этого воспитатель подбирает соответствующие игрушки, картинки с изображением разных животных,дети хорошо их рассматривают и затем они сравнивают чем похожи,чем отличаются.
Процесс работы начинается с советов воспитателя и предложений детей по созданию работы,показывает пример изображения. Далее дети приступают к лепке своих работ.Воспитатель может обратить внимание на удачно начатую поделку, направить действия детей, нуждающихся в поддержке и помощи. При работе следует обратить внимание на правильно подобранные нужные цвета и интересные детали.
После окончания работы воспитатель даёт оценку (при этом даёт только положительную оценку и хвалит детей). Ребёнок должен радоваться полученному результату,учиться оценивать свою работу и работу других детей, для того чтобы видеть сходства с натурой, подмечать новое и видеть свои ошибки.
На занятиях по лепке используются следующие способы лепки.
1. Конструктивный- лепка предмета из отдельных частей.
2. Пластический- детали предмета вытягиваются из целого куска пластилина.
3. Комбинированный - сочетание в одном изделии разных способов лепки.
4. Рельефная скульптура- объёмное изображение,выступающее над плоскостью.
Виды рельефа: барельеф, горельеф, контррельеф.
Приёмы лепки:
1. Скатывание шариков-пластилин помещают между ладонями и совершают круговые движения;
2. раскатывание столбиков движениями ладоней вперёд-назад на дощечке;
3. сплющивание или расплющивание между пальцами или ладонями шариков и столбиков;
4. прищипование или вытягивание:защипнуть пластилин между двух пальцев и слегка потянуть;
5. вытягивание отдельных частей от целого куска;
6. вдавливание большим пальцем углубления на поверхности формы;
7. соединение деталей в единое целое и сглаживание мест соединения;
8. приплющивание нижней части формы;
9. рисование на пластилине способом контррельефа при помощи стеки,заострённой палочки;
10. украшение поделки различными дополнительными и природными материалами;
11. оформление предмета деталями, вылепленными из пластилина;
12. смешивание в одном куске пластилина несколько цветов.
Примеры детских работ из пластилина



Трудно переоценить значение лепки в развитии мелкой моторики детей. Это наилучший инструмент для развития пальцев рук, что в свою очередь способствует становлению речи ребенка. Что касается занятий лепкой в средней группе, то по сравнению с более ранним возрастом они уже начинают носить более познавательный характер, тесно связаны с изучением окружающего мира и другими видами художественной деятельности (рисование, аппликация). Кроме того, у детей развивается эстетическое восприятие образа, чувство пропорции и симметрии.

Особенности организации занятия лепкой в средней группе ДОУ

Актуальные разновидности лепки

Детям 4–5 лет легче дается работа с пластилином, их окрепшие мышцы позволяют без труда отрывать и разминать материал. Хотя и остаются сложности с лепкой мелких деталей, соединением частей предмета между собой (без сплющивания), но поделки уже вполне похожи на реальные предметы, обладают определенными пропорциями. С каждым занятием умения дошкольников совершенствуются.

Создание рыбки относится к предметной лепке. Дошкольники вообще любят лепить животных и людей - объекты, с которыми они впоследствии могут поиграть (а не только любоваться). Хотя, надо отметить, изображение предметов растительной формы дается им проще.

Поскольку у воспитанников средней группы еще нет четкого представления о строении тела живого существа, то задача воспитателя - научить детей отображать ключевые особенности объекта и его яркие признаки, например, у рыбы это вытянутое тело, заостренная голова, фигурный хвостик и плавники.

Кроме традиционной лепки с ее объемными формами, в средней группе уже можно познакомить детей с барельефом - лепкой на плоскости. Особенно это актуально, если воспитатель организует коллективную работу «Аквариум» (роль аквариума может выполнять крышка от картонной коробки). В этом случае рельефные фигуры рыбок буду прикрепляться к поверхности, выступая наполовину или больше (напомним, что барельеф имеет разновидности - собственно барельеф и горельеф).

Кроме того, детей 4–5 лет можно уже знакомить с контррельефной лепкой, когда рисунок прорезывается в пластилине, изредка включая ее элементы в традиционное занятие.

Способы лепки

При лепке такого объекта живой природы, как рыбка, дошкольники средней группы могут пользоваться различными способами лепки. Конечно же, малышам проще всего дается конструктивный метод, когда предмет формируется из отдельных частей (голова, туловище, хвост, плавники, глазки, рот). Ребенок мысленно продумывает образ, определяет, из каких деталей он состоит, и приступает к работе. Как правило, начинается процесс с создания самой крупной части (туловище). Нужно отметить, что при конструктивном способе лепки воспитанники средней группы не очень хорошо передают пропорции и возникают сложности с соединением элементов друг с другом. К концу года же эти умения совершенствуются: увеличивается число деталей, более тщательной становится их проработка, соединение.

Более сложен для детей данной возрастной группы скульптурный способ (он еще носит название пластический). Это лепка предмета из цельного куска пластилина. Здесь уже требуются более точные движения, хороший глазомер и отчетливое представление о желаемой форме. Если ребятам предстоит лепить рыбку таким способом, то хорошо бы вначале нарисовать ее - это позволит уточнить форму, пропорции, особенности перехода от одной части тела к другой.

Кусочку пластилина изначально придается определенная форма. Если это рыба, то необходимо сделать овал. Наметив ключевую форму животного, необходимо сформировать его части приемом оттягивания и сплющивания (голова, хвост, плавники). После того, как вылеплены основные формы, можно переходить к проработке более метких деталей.

Хорошо показать дошкольникам двух рыбок, вылепленных конструктивным и пластическим способом, и показать их отличия. Педагог должен продемонстрировать приемы лепки на глазах у детей, постоянно комментируя свои действия.

Нужно отметить, что на занятиях в средней группе редко используется один из указанных способов лепки в чистом виде. Гораздо чаще имеют место дополнения одного метода другим - так называемый комбинированный способ. Как правило, наиболее крупные детали создаются скульптурным методом, а мелкие лепятся отдельно и присоединяются к основной форме. При нормальном развитии дети к подготовительной группе сами приходят к этому способу как самому доступному и универсальному.

Приёмы

Как известно, существует множество приемов лепки. Однако в средней группе при создании образа рыбки будут актуальны следующие:

Скатывание – прием, за счет которого создаются предметы шарообразной формы. Руки ребенка при этом совершают круговое последовательное движение по часовой стрелке, причем левая рука - в несколько замедленном темпе.

Затем форма шара преобразовывается в овал: для этого нужно ее слегка вытянуть с двух сторон.

Поскольку тело рыбки немного уплощено, овал немного сплющивается . Этот прием осуществляется путем небольшого сдавливания овала руками с двух сторон. Усилия при этом должны быть минимальными, иначе в результате мы получим лепешку.

Чтобы оформить у рыбки ротик, используем прием прищипывания – небольшая часть пластилина сдавливается тремя пальцами руки.

С помощью оттягивания и сплющивания у рыбки получается красивый хвостик. Чтобы он смотрелся особенно эффектно, нужно немного разрезать его пополам стекой. Таким же приемом мы формируем плавники.

Если же дети лепят рыбку конструктивным способом, то при присоединении частей друг к другу они используют прием примазывания , при котором два куска пластилина движутся навстречу друг другу с прижатием и выравниванием мест скрепления.

Самостоятельность детей 4–5 лет при выборе цвета пластилина, пользовании стекой

Воспитанники средней группы уже могут проявлять на занятиях по лепке определенную самостоятельность. Так, согласно замыслу занятия они выбирают цвет пластилина. Если предполагается лепка «золотой» рыбки, то это будет, конечно же, жёлтый цвет, который можно украсить элементами другого оттенка. В случае если ребята коллективно оформляют аквариум, то воспитатель советует ребятам сделать разноцветных рыбок - и тогда они выбирают самые разные цвета.

При предварительном обучении и наставлении педагога дошкольники 4–5 лет в процессе лепки активно используют во время продуктивной деятельности стеку. Применяемо к теме «Рыбка» с помощью этого инструмента можно красиво прорисовать чешую или оформить хвост и плавники. Стекой можно «нарисовать» ротик и глазки рыбы.

Вариации темы: индивидуальные и коллективные композиции

Традиционно лепка рыбки в средней группе проводится в первом полугодии (ноябрь), впоследствии ребята рисуют аквариумную композицию. В целом задачей такого занятия («Разные рыбки») является научить дошкольников лепить рыбок одинаковой формы, но различающихся между собой по пропорциям. В ходе такой деятельности дети закрепляются приемы лепки, которые они усвоили ранее.

Однако возможны и различные интерпретации данного занятия. Можно обозначить его тему, как «Золотая рыбка», предварительно рассказав детям, например, известную сказку А.С. Пушкина. Такая поделка будет немного отличаться от традиционной рыбы: во-первых, своей необычной цветовой гаммой, а во-вторых, сказочными волшебными деталями (короной на голове, волшебной палочкой и пр.).

Ребята среднего школьного возраста уже способны понимать взаимосвязь между объектами и предметами, вполне можно вводить сюжетную лепку. Например, предложить коллективную композицию «Аквариум». Такое занятие, конечно потребует предварительной подготовки. Педагог заранее заготавливает основу - это может быть настоящий пустой аквариум либо какая-то другая стеклянная или пластиковая емкость необходимых размеров. Можно предложить 2–3 небольших аквариума, разбив детей на подгруппы.

Возможен такой вариант занятия по лепке, как «Домик для рыбки», на котором каждый ребенок мастерит свой аквариум. На таком занятии, кроме пластилина, детям можно предложить картон (нарезанный воспитателем на квадраты или прямоугольники нужного размера - стенки аквариума), который дети будут скреплять пластилином. Одну сторону такого домика следует сделать прозрачной, предложив дошкольникам кусочки пластика. Впоследствии такой аквариум ребята «заселяют» пластилиновыми рыбками.

Уместность использования дополнительных материалов

Лепка рыбки открывает большие возможности для использования дополнительного, природного или бросового, материала. Для эффектного обозначения чешуек можно использовать крупу (рис, гречка, перловка) или семечки. Если же ребята создают сказочную рыбу, для украшения ее тела пригодится фольга или мелко нарезанные яркие фантики от конфет.

Кроме того, лепку на занятии можно успешно комбинировать с аппликацией: у пластилиновой рыбки может быть хвостик или плавники из цветного картона.

Реализация индивидуального подход в рамках темы

В средней группе многие дети проявляют повышенный интерес к лепке. Конечно же, таких воспитанников нужно поощрять, предлагая им усложненные индивидуальные задания. Например, если ребенок быстро и качественно выполнил задание, педагог может предложить ему вылепить еще одну рыбку, но только другой формы, цвета и размера. Другой вариант - украсить свою рыбку, например, с помощью колпачка от фломастера сделать красивый рисунок чешуи или сделать ее более яркой с помощью бросового материала.

Варианты мотивирующего начала занятия

Как и любая продуктивная деятельность, занятие лепкой должно начинаться с мотивирующего момента. Чаще всего к ребятам приходит в гости какой-либо сказочный персонаж или просто игрушка-рыбка, которая беседует с ними и просит решить ее проблему. Например, золотой рыбке скучно плавать в море, ведь она одна такая необычная, а ей так хочется иметь друзей и подружек. Перед ребятами также может появиться какой-то другой морской обитатель - это может быть даже популярная у девочек кукла Русалочка, которой не с кем играть. Вариантов здесь множество, все зависит от фантазии воспитателя.

Резиновая рыбка, которая «приходит в гости» к дошкольникам

Сказочного персонажа можно обыграть на занятии по лепке рыбки

Чтобы подвести дошкольников к созданию яркого образа, перед занятием можно организовать выставку игрушечных рыбок. Идеально если в группе или в живом уголке в детском саду есть настоящий аквариум с рыбками.

Оптимальный вариант - собственный аквариум в групповом помещении

Альтернатива настоящему аквариуму - макет, созданный воспитателем

В развивающей среде группы должен присутствовать альбом с иллюстрациями речных и морских рыб, который дети в любой момент могут брать для рассматривания.

Лепке рыбок должно предшествовать чтение сказок, рассказов и стихотворений на данную тематику. Это могут быть фрагменты произведения А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Их стихотворений можно порекомендовать следующие:

Е. Чеповецкий

В тихой речке
В тихой речке у причала
Рыбка рыбку повстречала:
- Здравствуй!
- Здравствуй!
- Как дела?
- На рыбалке я была,
Я удила рыбака,
Дядю Петю - чудака.
- Где же твой рыбак?
Попался?
- Нет, ушел, хитрец!
Сорвался!

Ю. Могутин

Ерши
Над речушкою
В тиши
Шелестят камыши.
А в воде
У камышей
Шесть задиристых ершей.
Не ершитесь вы, ерши,
Лучше спрячьтесь в камыши.
Вас ершей-малышей
Щука ждет у камышей.

В. Орлов

Золотые рыбки
Рыбкам в банку
Сыплют манку.
Рыбки золотом горят.
Мне из манки спозаранку
Варят кашу и твердят,
Что и я от каши той
Тоже буду золотой.

Е. Стюарт

Пруд
На закате дремлет пруд.
По воде круги плывут –
Это маленькие рыбки
Разыгрались там и тут.
Любо им водой плеснуть,
Чешуей на миг блеснуть, -
Рыбкам выпрыгнуть на воздух
Все равно, что нам нырнуть.

Л. Рашковский

Рыбы
Плавниками водят рыбы,
Воду чистую мутят.
Пообедают –
Спасибо
Никогда не говорят.
Так живут они веками.
И куда ни бросишь взгляд, -
Рыбы только плавниками
Благодарно шевелят.
Почему такие рыбы?
Да во рту у них вода!
И они сказать спасибо
Не сумеют никогда.

http://deti.ledibashkirii.ru/stixi-pro-rybok

Накануне лепки можно показать ребятам мультфильмы на морскую тематику. Это «В синем море, в белой пене» (1984) или «Ух ты, говорящая рыба» (1983). Они наверняка заинтересуют малышей, и им захочется своими руками создать морских обитателей.

Подвижные игры также нужно подводить к морской тематике - это «Рыбак и рыбки», »Море волнуется раз…».

Конспект занятия по лепке рыбки в средней группе

ФИО автора Название конспекта
Темерева Л.М. «Золотая рыбка»
Образовательные задачи : учить лепить рыбку из пластилина, передавать ее характерные особенности, совершенствовать приемы оттягивания, сплющивания, обозначать с помощью стеки и колпачка фломастера чешуйки рыбы, учить соблюдать пропорции между частями.
Развивающие задачи : уточнить представления о внешнем виде, образе жизни, повадках рыб, развивать воображение.
Воспитательные задачи : воспитывать усидчивость, терпение, стремление обсуждать результаты своей работы.
Интеграция образовательных областей : «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».
Демонстрационный материал: картинки с изображением рыб, морские пейзажи, аудиозапись шума моря.
Раздаточный материал: пластилин, стеки, доски для лепки.
Ход занятия:
Релаксационный момент: в начале занятия звучит приятная спокойная музыка. Дети стоят, взявшись за руки, в круге. Воспитатель желает всем доброго утра и предлагает передать друг другу частицу своего тепла.
Педагог предлагает дошкольникам отправиться в страну Фантазии, где можно узнать много нового и необычного. Звучит шум морского прибоя - дети «оказываются» на морском берегу. Воспитатель сообщает, что в стране Фантазии живет добрый песочный принц, который бережет ее от зла. Он знает много сказок, игр, но будет играть только с теми, кто соблюдает его правила.
Сюрпризный момент - появляется кукла Песочный принц, который сообщает детям, что в его стране нельзя драться, кусаться, обижать других. Персонаж загадывает загадку про рыбку.
У меня есть крылья, но не лечу.
Есть глаза, но не смотрю на небо.
Есть рот, но не говорю.
Блещу в речке чистой,
Спинкой серебристой.
Кто я? (Ответы детей)
Воспитатель демонстрирует ребятам игрушечную рыбку(рыбка предлагается также каждому ребенку)., они обследуют ее, уточняют свойства: цвет, размер, форма тела. Дети с педагогом выясняют, что это золотая рыбка. Кроме того, они называют и других известных им рыб (щука, окунь, карась, сом и др.). Идет беседа, зачем рыбам нужен хвост, плавники, есть ли у них глаза, чем покрыто тело, умеет ли рыба говорить.
Физкультминутка «Море волнуется».

Песочный принц сообщает детям, что есть рыбы съедобные для человека, а есть опасные, которые могут уколоть или ударить током.
Далее предлагается небольшой опыт, чтобы узнать, как рыбы видят в воде: нужно поднести близко к глазам банку с водой и рассмотреть предметы, которые в ней лежат - их форма искажается, а размер увеличивается.
Далее идет непосредственно мотивация к продуктивной деятельности: Песочный принц интересуется у детей, скучно ли одной рыбке плавать в море. Он предлагает слепить для нее друзей и подружек, с которыми золотой рыбке не будет одиноко. Кроме того, они выполнят желания детей.
Демонстрация воспитателем приемов лепки (скульптурным способом ). Нужно скатать шар, затем расплющить его в овал. С одного конца нужно оттянуть носик, а с другого - хвостик. С помощью стеки прорисовываются хвостик и плавники. Колпачком от фломастера можно пропечатать чешую, а обозначить чешуйки - с помощью крупы (перловка, рис или гречка).
Перед продуктивной деятельностью педагог проводит с детьми пальчиковую гимнастику «Рыбка».

Самостоятельная работа детей под спокойную музыку. Воспитатель направляет дошкольников, дает советы.
В конце занятия идет анализ поделок, педагог интересуется, о чем бы ребята хотели попросить золотую рыбку. Дети говорят о своих желаниях, а педагог записывает их.

Горбенко Н. «Разные рыбки»
Занятие начинается с загадки про рыбу. Педагог рассказывает детям о рыбах и отдельно останавливается на тех, которые живут в аквариуме (золотая рыбка, скалярия, рыба-попугай и пр.). Аквариум - это целый мир, там есть камушки, ракушки, подводные растения.
Далее проводится физкульминутка «В синем небе облака…».

Дошкольники садятся за столы, у каждого лежит картинка с изображением рыбы, они рассматривают их и обсуждают с воспитателем цвет, строение, предназначение частей тела.
Педагог демонстрирует детям приемы лепки рыбы (использует конструктивный способ) : отдельно формируется голова, туловище, плавники, глазки и ротик.
После самостоятельной продуктивной деятельности детей снова проводится физкультминутка.

Маркова Н.В. «Рыбки и водоросли в подводном мире»
(коллективная композиция)
Одной из задач занятия является украшение фигурок рыб налепами и прорезными рисунками (контррельеф).
Особенностью занятия является то, что педагог заранее подготавливает основу для композиции - аквариум (как альтернатива - 3–4 прозрачных банки либо стакана). Кроме того, для создания поделок понадобятся трубочки для коктейля, зубочистки, колпачки от ручек или фломастеров.
В начале занятия педагог проводит дидактическую игру «Что изменилось»: на доске выкладывает несколько рыбок из геометрических фигур, затем просит ребят закрыть глаза и меняет некоторые детали. Дошкольники должны угадать, что изменилось.
Еще одна игра «Составь рыбку»: на доске выставляется овал (туловище рыбы), к нему можно прикладывать разной формы хвосты и плавники.
Затем воспитатель переключает детей с условно-схематического изображения на художественное и демонстрирует 2–3 рыбок, которые он вылепил заранее. Педагог объясняет приемы лепки и предлагает ребятам вылепить красивых рыбок, чтобы совместно наполнить ими аквариум.
Дошкольники лепят рыб любым способом (конструктивным, пластичным либо комбинированным), а затем украшают им по своему вкусу: пятнышками из сплющенных шариков пластилина другого цвета, пластилиновых жгутиков, блестками, семенами, крупой. Воспитатель также показывает, как можно украсить поделку стекой либо колпачком фломастера.
Ребятам, которые быстро справились с задачей, педагог советует слепить еще для аквариума водоросли и камушки, чтобы рыбкам жилось с комфортом.
В конце занятия рыбки помещаются в общий аквариум. Часть их прикрепляется к стенам (слегка прижатые), другие нанизываются на коктейльные трубочки или зубочистки, закрепленные на дне).

Различные варианты поделок с комментариями и описанием методики выполнения

Большинство рыбок (фото 1–6, 8) выполнены комбинированным способом: голова и туловище вылеплены из одного большого куска пластилина, остальные же элементы (хвостик, плавники, глаза) присоединены отдельно.

Очень эффектно выглядит рыбка н фото 4 «Золотая рыбка» - красивый длинный красный хвост, прорисованная стпекоц чешуя и выпуклые глаза-бусины.

На фото 5 «Аквариум с рыбками» представлена лепка способом барельеф - рыбки прекреплены к поверхности, выступая примерно наполовину. Оригинальная композиция дополнена камушками, ракушками и водорослями.

Представляет интерес поделка»Волшебная рыба» (фото 7): туловище выполнено из скрученного жгутика. Интересно смотится градиентная окраска (переход розового в сиреневый цвет).

На фото 9 и10 представлены объемные аквариумы. Морские обитатели прикреплены к стенкам банок либо зафиксированы в центре на специальных креплениях.

Фотогалерея: готовые работы детей

Поделки из пластилина Поделка из пластилина Поделка из пластилина Пластилин с украшением из бусин Барельефная лепка Поделки из пластилина Рыбка, созданная в необычной технике Поделка из пластилина Поделка Поделка

Видео: лепка «Золотой рыбки»

Видео: рыбка из пластилина

Видео: мультфильм «Ух ты, говорящая рыба» (1983)

Видео: мультфильм «В синем море, в белой пене» (1984)

Видео: «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина

Большинство дошкольников очень любят лепить, ведь это возможность создать себе новую игрушку. Предметная лепка, к которой относится создание рыбки, наверняка увлечет малышей средней группы, особенно если педагог познакомит их с различными вариантами создания образа морских обитателей. А использование дополнительных материалов сделает занятие ярким и запоминающимся.

Лепка в детском саду - это занятия, которые решают сразу несколько образовательных задач, развивая не только творческие способности детей, но и расширяя их представления об окружающем мире. Так, изучая темы, посвящённые еде, профессиям, малыши готовят композиции «Угощение». Рассмотрим тонкости разработки занятия по лепке на тему «Угощение для кукол» в средней группе дошкольников.


Пластилин - это очень удобный материал для творчества

К 4–5 годам ребята уже хорошо владеют навыками создания «шариков», «блинчиков» из пластилина, а также отпечатывания штампов в виде камешков, желудей, шишек. Следующий этап работы с пластичным материалом - лепка на плоскости с соблюдением пропорций. То есть поделка выполняется плоской или объёмной, в уменьшенном или натуральном размере и размещается на основе - картоне/листе бумаге.

Способы лепки

Основной метод работы с пластилином (или солёным тестом - этот материал обычно практикуется в группах, где немного детей, так как тесто требует оперативности в работе, а значит, малышам нужна помощь взрослого) комбинированный. Он включает в себя элементы конструктивного и скульптурного способов лепки.

Это интересно. Конструктивный метод лепки - поделка выполняется из отдельных деталей разной формы, как при работе с конструктором. Скульптурный способ лепки - это создание всех деталей композиции из одного куска материала.

Приёмы


Работа с пластилином развивает мелкую моторику

В средней группе карапузы могут выполнять следующие действия с поделкой:

  • примазывать, то есть размазывать границы соединения небольших деталей с основой;
  • защипывать - прищеплять элементы, но не сплющивать их при этом;
  • сглаживать - делать плавный переход одной детали фигурки в другую.
  • Это интересно. К 4–5 годам дети уже неплохо работают с раскатыванием пластичного материала (перекатыванием шарика ладонью), скатыванием (созданием длинных и коротких «колбасок»), вдавливанием пальчиком, сплющиванием, прищипыванием (зажимом кусочка пальцами с последующим сплющиванием), оттягиванием отдельных деталей и присоединением.

    Что лепить?

    Ответ на этот вопрос однозначен, учитывая возраст «творцов»: конечно, сладости. Но, кроме того, что все малыши их любят, есть ещё ряд причин для такого выбора:

  • форма большинства лакомств - отличный способ закрепить знания таких геометрических фигур, как круг, квадрат, прямоугольник, ромб и пр.;
  • удобная почва для мотивации - всё занятие можно посвятить оформлению праздника для куклы;
  • возможность привлекать материал разного цвета, а также дополнительные элементы для украшения.
  • Место занятия в плане работы

    Лепка угощения для кукол может предшествовать или следовать за лепкой посуды под угощение. Однако на практике чаще всего по плану сначала делают угощения, так как они имеют более простую форму, а затем посуду, выполнение которой предполагает умение создавать полые фигуры (чашки, мисочки), фигуры с комбинацией геометрических форм (ложки - овалы и тонкие цилиндры и т.д). К слову, ещё одна тема, которая включена в планирование - это лепка угощения для друзей. Обычно в эту композицию включаются не только сладости, но и овощи, фрукты. Занятие, посвящённое приготовлению блюд для друзей, может быть в связке с изучением фруктов-овощей или при рассмотрении темы «Мои друзья». В любом случае эти перекликающиеся темы воспитатель варьирует в зависимости от уровня подготовки малышей, развития умения работать с пластилином и местом занятия в плане.

    Фотогалерея: «угощение для друзей»

    В этой композиции без стеки не обойтись Фрукты могут быть одним из элементов композиции «Угощение для друзей» На кусочках арбуза удобно отрабатывать приём сглаживания

    Варианты выполнения поделки

    Как и для любой другой темы, для занятия по лепке «Угощение для кукол» воспитатель должен методически грамотно выбрать форму проведения, продумать форму и содержание учебного материала.

    Форма работы

    Композиция «Угощение для кукол» может выполняться как индивидуально, так и коллективно. Выбор зависит от времени, отведённого именно на выполнение поделки. Кроме того, стоит учесть и тот факт, что цели групповой работы отличаются от индивидуальной. Так, лепка отдельных композиций носит более обучающий характер: малыши учат геометрические фигуры, развивают умение располагать элементы в пространстве. В коллективной поделке на первый план выходят воспитательные цели: толерантное отношение к процессу работы других детей, умение объединять результаты своего труда с поделками сверстников в единую композицию. Но и в том, и в другом случае, задача воспитателя реализовать индивидуальный подход. Это можно сделать на этапе выбора цвета материала для поделки, конкретных блюд (пирожные, печенье, конфеты и пр.), а если сценарий занятия позволяет, то и на уровне выбора куклы, которой угощение адресовано. То есть все эти аспекты остаются на откуп детям.

    Дополнительные элементы

    В качестве деталей-украшений для лепки угощения для кукол можно использовать

  • бусины, стразы;
  • тесьму;
  • шпажки для канапе или трубочки для коктейля (для создания палочки для леденца);
  • пайетки (для оформления торта).
  • Мотивация


    Если дети готовят «угощения» для куклы, то она должна обязательно присутствовать в процессе выполнения поделки

    От того, как дети будут настроены на работу, зависит успех реализации всех поставленных целей и задач. Так что начать занятие нужно правильно, так, чтобы возбудить интерес ребят к последующему процессу творчества. Есть несколько «крючков интриги», которые можно, а иногда даже нужно комбинировать.

    Сказка

    Дети обожают сказки и с удовольствием их слушают. С точки зрения методики, волшебный сюжет можно «выкрутить» по-разному. Например, изготовление угощения для кукол сделать продолжением рассказа. Так, в сказке про Буратино после открытия кукольного театра за холстом в доме Папы Карло куклы могут отметить такое счастливое событие сладким столом. Или же королевский двор после свадьбы Золушки и Принца может дать званый обед со сладостями. Такой приём позволяет существенно сэкономить время занятия: если сказка хорошо знакома ребятам, то её совершенно не нужно повторять - достаточно пары наводящих вопросов о сюжете. И можно заниматься собственно лепкой.

    Наглядность и беседа


    Беседу можно построить от лица куклы

    Без наглядности в детском саду проводить занятия невозможно. Так что картинки разного размера с изображением угощений к чаю должны быть обязательно. Ещё одна форма мотивации, без которой лепку трудно представить, — это беседа. Учитывая тему занятия, это могут быть вопросы, связанные с тем, что в гости к ребятам пришла кукла, которую нужно чем-то угостить (как это делают в каждой семье), но для начала необходимо вспомнить (назвать «кто больше») того, что подают к чаю.

    Ролевая игра

    Одной из самых удачных форм создания рабочей атмосферы является ролевая игра. Для занятия, посвящённого лепке угощений для игрушки, это может быть создание праздничного стола для конкретной куклы, заглянувшей в гости в группу или празднующей день рождения. К слову, это может быть сюжетной основой всего плана, а остальные элементы (сказки, беседы, картинки) могут быть представлены от лица «гостьи-именинницы». В завершении занятия ребята могут стать в дружный хоровод и спеть песенку «Каравай».

    Схема составления конспекта занятия


    В конспекте занятия обязательно должно быть отведено время на пальчиковую гимнастику и физкультминутку

    Составление плана работы начинается с формулировки целей и задач. Для занятия лепкой на тему «Угощение для кукол» целеполагающие факторы можно выделить следующие:

  • развивать образные представления о предметах окружающего мира, воображение;
  • повторять геометрические формы;
  • обучать соблюдению пропорций;
  • развивать умение выбирать содержание изображения
  • работать над развитием речи, мелкой моторики, глазомера;
  • воспитывать уважение к своему и чужому труду.
  • Задачи могут быть поставлены следующие:

  • обучение новым способам лепки, комбинированию их с уже известными;
  • формирование умения работать аккуратно;
  • продолжать работу со стекой;
  • активизировать словарь по теме («конфеты», «угощение», «торжество», «чаепитие» и пр.);
  • воспитывать самостоятельность и активность в работе.
  • Следующим важным этапом работы над конспектом занятия является распределение времени между всеми этапами работы.

  • Введение (5 минут) – приёмы, мотивирующие ребят.
  • Основная часть (20 минут) – выполнение поделки, а также перерывы на физкультминутку и пальчиковую гимнастику.
  • Заключительный этап (5 минут) – подведение итогов. Под эти подразумевается благодарность за продуктивную работу, самооценка малышей («Нравится ли мне моя композиция?», «Что у меня получилось/не получилось?», «Какая работа самая красивая?» и пр).
  • Пример составления плана работы

    Яковлева Елена «Угощение для кукол» (фрагмент)

    <… Воспитатель: Ребята! Посмотрите, кто к нам пришёл в гости?
    Дети: Кукла Катя
    Воспитатель: Да к нам пришла кукла Катя! Посмотрите,какая она нарядная, какое на ней платье красивое. Ведь у неё сегодня день рожденья. И она пригласила на него своих подружек кукол, чтобы попить чай.
    Как вы думаете, какие обычно угощения подают к чаю?
    Ответы детей (пирожное, печенье, конфеты)
    Воспитатель: Перед тем как начать лепить угощения к чаю для кукол давайте рассмотрим печенье, которое я слепила.Посмотрите, какое печенье красивое! Какой оно формы? (круглой).
    Воспитатель: Сначала берём пластилин, разминаем его,потом раскатываем его в шарик, сплющиваем его в диск это у нас и будет печенье.Затем начинаем украшать его, для этого раскатываем из маленького кусочка пластилина маленькие шарики и накладываем на печенье, прижимаем, затем делаем несколько шариков, так же их накладываем на печенье и украшаем его.
    Воспитатель: А теперь мы с вами разомнём пальцы.
    Раз, два, три, четыре,пять
    Вышли пальчики гулять
    Раз, два, три, четыре,пять
    В домик спрятались опять
    Самостоятельная работа детей.
    Дети садятся на свои места и выполняют работу. Воспитатель следит за их работой. Во время выполнения задания необходимо помогать детям, напоминая или частично объясняя им приёмы лепки. Воспитывать и поощрять самостоятельность, контролировать последовательность выполнения работы.
    По окончании лепки все работы дети ставят на стол. (в тарелочку)
    Воспитатель: Ребята, какие у вас получились красивые угощения.
    Катя, а тебе нравятся работы детей?
    Кукла Катя: Спасибо, ребята! Мне очень понравились ваши угощения!
    Воспитатель: Катя, а какое угощение тебе больше всего нравится?
    Кукла Катя: Мне все угощения понравились.
    Воспитатель: Дети, давайте поздравим куклу Катю с днём рождения. И подарим ей ещё песню.
    Физкультминутка:
    Как на Катин день рожденье
    Испекли мы каравай.
    Вот такой вышины,
    Вот такой низины,
    Вот такой ужины,
    Вот такой ширины.
    Каравай, каравай,
    Кого хочешь выбирай.
    Кукла Катя: Спасибо вам большое!
    Воспитатель: Ребята кукле Кате пора идти звать гостей.Давайте попрощаемся с ней.
    Кукла Катя: До свидания!
    Воспитатель: Вот, ребята, и закончилось наше занятие.Что мы делали на занятии? (лепили угощения для кукол). Вам понравилось наше занятие? (Ответы детей. Дети, вы сегодня молодцы, хорошо поработали. У всех получились красивые угощения!..>

    Поэтапная лепка на тему «Угощение для кукол» в средней группе

    Кексы


    Простота этой поделки позволяет за одно занятие изготовить не один «кекс», чтобы отработать приём сглаживания и раскатывания

    Это интересно. Воспитатель должен ОБЯЗАТЕЛЬНО иллюстрировать каждый свой шаг демонстрацией.

    Для этой композиции не требуется много времени, так что дети могут выполнять несколько одинаковых или разных элементов.

    Инструкция:

  • «Отрываем кусочек пластилина жёлтого цвета, скатываем его в шарик».
  • «Слегка приплющиваем, скатываем в короткую и толстую «колбаску».
  • «Отрываем кусочек белого пластилина, делаем «шарик», потом «блинчик».
  • «Накладываем на основу-«колбаску» и примазываем».
  • «Из небольшого кусочка материала красного цвета делаем маленький шарик, примазываем его сверху».
  • Печенье

    Времени на эту композицию уйдёт немного, так что это «лакомство» может быть не единственным продуктом, или ребята могут выполнять «печенье» в рамках коллективного занятия - накрывания стола для чаепития.

    Инструкция:

  • «Отрываем кусочек пластилина, скатываем его в шарик, потом делаем блинчик». Главное, чтобы дети не слишком увлекались сплющиванием, иначе «печенье» получится тонким.
  • Делаем ещё 2 такие заготовки. Причём одна - для «прослойки» – должна быть тоньше остальных.
  • «Склеиваем детали между собой».
  • Отрываем разноцветные кусочки, делаем колбаски или шарики для украшения.
  • Видео: делаем печенье

    Леденцы на палочке


    Для палочки под леденец можно использовать трубочки для коктейля или шпажки для канапе

    Инструкция:

  • «Кусочек пластилина скатываем в шарик, потом раскатываем в тонкую колбаску».
  • «Кладём заготовку на стол и начинаем скручивать в пружинку. Обратите внимание, что витки плотно прилегают друг к другу».
  • «Защипываем край, крепим палочку, слегка проколов ею витки».
  • Видео: как сделать пончики, урок по лепке

    Фотогалерея: готовые «угощения»

    В качестве дополнительного элемента для поделки используется бумажная формочка

    При изготовлении этой поделки дети знакомятся с такой геометрической фигурой, как конус Форма этого печенья корректируется стекой

    Лепка на тему «Угощение для кукол» в средней группе - одно из самых любимых занятий у карапузов. При этом уже с самого начала, с вводной части, дети в предвкушении того, что они будут готовить. А поскольку поделки-сладости, как правило, чёткой геометрической формы для их изготовления не требуется много времени, что позволяет сделать сразу несколько продуктов за одно занятие. Воспитателю же важно чётко распланировать все этапы работы, а также продумать форму выполнения и дополнительные элементы. При гармоничном сочетании всех тонкостей угощения получатся на славу.

    Олеся Микушкина

    Задачи:

    1) познакомить с названиями различных видов мебели и их составными частями;

    2) продолжать учиться называть существительные во множественном числе;

    3) научить сравнивать разные виды мебели , описывать их;

    4) продолжить учить соблюдать пропорции разных видов мебели .

    Ход занятия

    В : Ребята, предлагаю вам отгадать загадки.

    С ногами, а без рук,

    С боками а без ребер,

    С сиденьем, а без живота,

    Со спиной, а без головы.

    (Кресло)

    Под крышей - 4 ножки,

    А над крышей - суп да ложки.

    (стол)

    Если ты устал играть,

    То ложишься на.

    (кровать)

    Я удобный, очень мягкий,

    Вам не трудно угадать, любят взрослые и дети

    Посидеть и полежать.

    (диван)

    В : Ребята как вы уже догадались, сегодня мы с вами поговорим о мебели , о ее составных частях и видах. Прошу вас посмотреть на доску. Внимательно посмотрите, какие виды мебели здесь изображены .

    Дети рассматривают картинки с мебелью .

    В :А теперь назовем. (указывает указкой, а дети называют)

    В : Скажите ребята, какие же составные части есть у каждого вида мебели ?

    Например, у шкафа есть стенки, полочки, дверцы.

    А у стула (у стола, у табуретки и т. д.)

    Дети : Ответы на вопросы.

    В : Молодцы. А теперь давайте поиграем в игру.

    Игра "Один - много"

    В : Я вам называю вид мебели в единственном числе, а вы мне - во множественном.

    (стул, стол, диван, табуретка, шкаф, кресло, кровать, тумбочка и т. д.)

    В : А теперь давайте найдем сходства и различия между разными видами мебели .

    В : Например,у стула есть спинка, а у табуретки ее нет. (и т. д.)

    Дети : их ответы.

    В : Хорошо. Ребята, предлагаю вам пройти за столы. Сейчас мы с вами будем лепить стол и стульчик.

    Воспитатель показывает образец и объясняет последовательность действий.

    В :- Для спинки и сиденья стула скатаем 2 маленьких шарика и расплющим их

    Для столешницы скатаем шарик в 2 раза больше и тоже расплющим его

    Для ножек стула скатаем длинную колбаску и разделим на 4 части

    Для ножек стола скатаем колбаску в 2 раза больше и толще и разделим на 4 части

    Отдельно соединим сначала детали для стула, затем для стола.

    Дети самостоятельно выполняют работу.

    В : А теперь предлагаю вам расположить ваши работы на выставке.


    Публикации по теме:

    Данное занятие проводилось в средней группе детского сада, возраст 3-5 лет. Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ" ПОД РЕД. Н. Е. ВЕРАКСЫ, Т. С. КОМАРОВОЙ,.

    «В гостях у осени». Интегрированное занятие в средней группе детского сада Цель: развитие речевой, познавательной и коммуникативной активности у детей 4-5 лет через различные виды деятельности. Задачи: 1. обогащать.

    B]Интегрированное занятие в средней группе детского сада «Проказы Снежной королевы» Цель: Ознакомление с представителями животного.

    Комплексное занятие для средней группы детского сада «Праздник геометрических фигур» Цель: 1. Расширить и закрепить знания детей о геометрических фигурах. 2. Закрепить знание детьми основных цветов спектра. 3. Развитие глазомера,мелкой.

    Краткосрочный проект «Что там, в космосе?» для средней группы детского сада Авторы проекта: Гатилова Наталья Александровна. ГБОУ гимназия.

    tattooe.ru - Журнал современной молодежи