Какова роль литературы в духовной жизни. Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему. Изучение композиции «Слова»
- Культура и цивилизация - страница 2
- Культура и цивилизация - страница 3
- Типология культур и цивилизаций - страница 2
- Типология культур и цивилизаций - страница 3
- Общая характеристика первобытности
- Периодизация первобытной истории
- Материальная культура и социальные отношения
- Духовная культура
- Возникновение мифологии, искусства и научных знаний
- Формирование религиозных представлений
- Восток как социокультурный и цивилизационный феномен
- Доосевые культуры Древнего Востока
- Раннее государство на Востоке
- Художественная культура
- Культура Древней Индии
- Мировосприятие и религиозные верования
- Художественная культура
- Культура Древнего Китая
- Уровень развития материальной цивилизации
- Государство и генезис социальных связей
- Мировосприятие и религиозные верования
- Художественная культура
- Общая характеристика и основные этапы развития
- Античный полис как уникальное явление
- Мировосприятие человека в античном обществе
- Художественная культура
- Общая характеристика европейского средневековья
- Материальная культура, экономика и условия жизни в средние века
- Общественная и политическая системы средневековья
- Средневековые картины мира, системы ценностей, идеалы человека
- Средневековые картины мира, системы ценностей, идеалы человека - страница 2
- Средневековые картины мира, системы ценностей, идеалы человека - страница 3
- Художественная культура и искусство средних веков
- Художественная культура и искусство средних веков - страница 2
- Общая характеристика арабо-мусульманской цивилизации
- Развитие экономики
- Социально-политические отношения
- Особенности ислама как мировой религии
- Художественная культура
- Художественная культура - страница 2
- Художественная культура - страница 3
- Византийская картина мира
- Общая характеристика византийской цивилизации
- Общественная и политическая системы Византии
- Византийская картина мира
- Византийская картина мира - страница 2
- Художественная культура и искусство Византии
- Художественная культура и искусство Византии - страница 2
- Общая характеристика средневековой Руси
- Экономика. Социально-классовая структура
- Экономика. Социально-классовая структура - страница 2
- Эволюция политической системы
- Эволюция политической системы - страница 2
- Эволюция политической системы - страница 3
- Система ценностей средневековой Руси. Духовная культура
- Система ценностей средневековой Руси. Духовная культура - страница 2
- Система ценностей средневековой Руси. Духовная культура - страница 3
- Система ценностей средневековой Руси. Духовная культура - страница 4
- Художественная культура и искусство
- Художественная культура и искусство - страница 2
- Художественная культура и искусство - страница 3
- Художественная культура и искусство - страница 4
- Содержание понятия и периодизация эпохи
- Экономические, социальные и политические предпосылки европейского Возрождения
- Изменения в мировоззрении горожан
- Содержание эпохи Возрождения
- Гуманизм – идеология Ренессанса
- Титанизм и его «обратная» сторона
- Искусство эпохи Возрождения
- Общая характеристика Нового времени
- Образ жизни и материальная цивилизация Нового времени
- Социальная и политическая системы Нового времени
- Картины мира Нового времени
- Художественные стили в искусстве Нового времени
- Общие сведения
- Характеристика основных этапов
- Экономика. Социальный состав. Эволюция политического строя
- Социальный состав российского общества
- Эволюция политического строя
- Система ценностей российского общества
- Система ценностей российского общества - страница 2
- Эволюция духовной культуры
- Соотношение провинциальной и столичной культуры
- Культура донского казачества
- Развитие общественно-политической мысли и пробуждение гражданского самосознания
- Возникновение охранительной, либеральной и социалистической традиций
- Две линии в истории русской культуры XIX в.
- Художественная культура Нового времени
- Художественная культура Нового времени - страница 2
- Художественная культура Нового времени - страница 3
- Общая характеристика периода
- Выбор пути общественного развития. Программы политических партий и движений
- Либеральная альтернатива преобразования России
- Социал-демократическая альтернатива преобразования России
- Переоценка традиционной системы ценностей в общественном сознании
- Серебряный век – ренессанс русской культуры
- Общая характеристика периода
- Общая характеристика периода - страница 2
- Эволюция системы ценностей в западной культуре XX в.
- Основные тенденции развития западного искусства
- Проблемы истории советского общества и культуры
- Становление советской системы (1917-й–1930-е годы)
- Экономика
- Социальная структура. Общественное сознание
- Культура
- Советское общество в годы войны и мира. Кризис и крах советской системы (40-80-е годы)
- Идеология. Политическая система
- Экономическое развитие советского общества
- Социальные отношения. Общественное сознание. Система ценностей
- Культурная жизнь
- Политическое и социально-экономическое развитие современной России
- Политическое и социально-экономическое развитие современной России - страница 2
- Общественное сознание в 90-е годы: основные тенденции развития
- Общественное сознание в 90-е годы: основные тенденции развития - страница 2
- Развитие культуры
Роль литературы в духовной жизни российского общества
Общественно-политические взгляды русских мыслителей были тесно связаны с развитием русской литературы. Широко известны слова Герцена: «У народа, лишенного общественной свободы, литература единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести. Влияние литературы в подобном обществе приобретает размеры, давно утраченные другими странами Европы».
Анализируя роль литературы и литературной критики в русской культуре XIX в., современный исследователь И. Кондаков писал: «...литература – в силу специфически стесненных общественно-политических условий развития страны – выполняет миссию сразу нескольких составляющих культуры одновременно: философии, социальных наук, публицистики, общественно-политической деятельности (неправительственного оппозиционного характера), далее непосредственно служит гласности (за счет способности метафорически, иносказательно говорить о том, что нельзя сказать прямо буквально) применительно к обществу, в своей основе безгласном.
Вместе с тем это означало и то, что литература в России (начиная с николаевской эпохи, т.е. еще при жизни Пушкина) перестала быть только искусством в ряду других искусств и становилась особым – универсальным, синтетическим явлением культуры, по необходимости замещающим ее иные, вынужденно неполноценные отрасли, отвечающие за познавательные, мировоззренческие, общественно-регулятивные и иные функции.
Принципиально иным становится груз ответственности литературы перед обществом – ответственности не только и не столько художественно-эстетической, сколько нравственно-этической, политической, социально-философской, познавательно-мировоззренческой».
Таким образом, в духовной культуре новой эпохи происходил сложный процесс дифференциации, развивались такие ее сферы, как наука, художественная литература и искусство, образование, многочисленные социокультурные учреждения. Светский характер, открытость, способность вбирать в себя лучшее из культур других народов, сохраняя национальную самобытность и целостность, характеризовали русскую культуру XVIII в.
Разрыв между достигнутым уровнем духовной культуры и возможностями широких народных масс овладеть культурными ценностями стал преодолеваться во второй половине XIX в. благодаря распространению печатного слова и грамотности, пополнению интеллигенции и среднего сословия разночинцами.
Капитализм и относительная децентрализация управления положили начало объединению дворянской европеизированной и народной традиционной культур в единую общенациональную культуру. Эти же причины способствовали появлению крупных провинциальных культурных центров в промышленных и торговых районах страны. Господствующее положение в начале XIX в. «просвещенного дворянства» было поколеблено к середине столетия, когда в общественную, научную, художественную жизнь вошли представители низших сословий.
На духовную культуру эпохи большое влияние оказывала общественная мысль. Начиная с XVIII в. одной из самых важных культурных идей стала выдвинутая просветителями идея естественного права личности, данного ей по рождению. Особенностью развития общественной мысли в России была ее политическая заостренность, поиск места России в мировом сообществе.
Урок 1
Тема урока: «Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека».
Цели урока: выявить уровень литературного развития учащихся;
углубить представления учащихся о литературе как искусстве слова, о её роли в духовной жизни человека;
сделать краткий обзор курса литературы 9 класса.
Ход урока.
Вступительная беседа.
Вдумайтесь в тему урока и попробуйте сформулировать его цели.
Почему литературу называют искусством слова? Вспомните, что вы знаете о происхождении слова «литература». Опираясь на этимологию слова, дайте ему определение.
Мы с вами изучаем художественную литературу. А какой ещё может быть литература?
Что является характерной особенностью художественной литературы?
Кто является создателем художественной литературы? Какие задачи решает писатель, работая над книгой? Какому читателю он её адресует?
Вывод:
Художественная литература
Писатель читатель
мысли переживания соразмышление сопереживание
соучастие
6.Каким читателем вы считаете себя? Помогают ли вам знания, полученные на уроках литературы, читать и понимать книги?
Тест. (Карточку-тест для учащихся см. в Приложении)
Искусство по своей природе:
а) рационально; б) эмоционально; в)
а) образом; б) персонажем; в) типом.
а) да, и очень существенная; б) нет; в) в зависимости от жанра.
4. Тема произведения – это:
5. Идея произведения – это:
в) главная обобщающая мысль произведения.
а) да; б) нет; в) на вопрос нельзя дать однозначного ответа.
7. Композиция – это:
в) последовательность частей и элементов произведения.
8. Завязка – это:
а) момент возникновения или обнаружения конфликта;
б) начало произведения;
9. Сюжет – это:
б) совокупность событий и действий;
а) композиция; б) конфликт; в) фабула.
11. Литературные жанры – это:
а) эпос, лирика, драма;
б) роман, трагедия, эпиграмма;
а) проблематика произведения;
б) его тематика;
III. Учитель об основной задаче курса и его программе.
Основная задача курса литературы 9 класса – познакомить вас с богатством русской литературы, с бесконечным многообразием её форм. Обратимся к учебнику, чтобы познакомиться с программой курса.
Запись в тетради:
Основные разделы курса литературы 9 класса:
Древнерусская литература.
Литература XVIII века. Классицизм. Сентиментализм.
Литература XIX века. Романтизм. Реализм.
Литература XX века.
IV. Роль литературы в духовной жизни человека?
V. Домашнее задание: повторить жанры древнерусской литературы, прочитать статью учебника «Древнерусская литература». Читать «Слово о полку Игореве».
Приложение к уроку 1.
Литература как искусство слова
Искусство по своей природе:
а) рационально; б) эмоционально; в) сочетает в себе и рациональное и эмоцио- нальное начала.
2. Действующее лицо художественного произведения называется:
а) образом; б) персонажем; в) типом.
3. Есть ли разница между понятиями «образ» и «персонаж»?
а) да, и очень существенная; б) нет; в) в зависимости от жанра.
4. Тема произведения – это:
а) главная идея; б) объект отражения; в) конкретная описанная ситуация.
5. Идея произведения – это:
в) главная обобщающая мысль произведения.
6. Могут ли на одной теме раскрываться разные проблемы?
а) да; б) нет; в) на вопрос нельзя дать однозначного ответа.
7. Композиция – это:
а) последовательность событий и действий;
б) движение произведения от завязки к развязке;
в) последовательность частей и элементов произведения.
8. Завязка – это:
а) момент возникновения или обнаружения конфликта;
б) начало произведения;
в) первое появление главного героя.
9. Сюжет – это:
а) основное содержание произведения;
б) совокупность событий и действий;
в) последовательность всех элементов произведения.
10. В основе сюжетного действия лежит:
а) композиция; б) конфликт; в) фабула.
11. Литературные жанры – это:
а) эпос, лирика, драма;
б) роман, трагедия, эпиграмма;
в) политический роман, социальная драма, философская элегия.
12. Для определения жанра существенным признаком является:
а) проблематика произведения;
б) его тематика;
в) время создания произведения.
Тема урока: «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы».
Цель урока: показать самобытный характер древнерусской литературы, богатство и разнообразие её жанров; познакомить с историей открытия «Слова о полку Игореве».
Ход урока.
Повторение изученного в 5-8 классах.
Беседа по статье «Древнерусская литература».
Когда и как начиналась русская литература? Какие периоды развития древнерусской литературы обозначены в статье?
Чем интересен каждый период, какими произведениями представлен?
Какие жанры древнерусской литературы вы знаете?
Дайте определение слову «жанр».
Викторина «Узнай по отрывку произведение и определи его жанр».
(См. С.Шадрина.«Литература. 9класс. Поурочные планы. Стр. 9-10)
II. Знакомство со «Словом о полку Игореве».
Вступительное слово учителя. Выразительное чтение древнерусского текста (начало поэмы).
Проверка читательского восприятия: какое впечатление произвёл на вас текст начала поэмы? В чём его своеобразие? Поняли ли вы, о чём идёт речь?
Знакомство с прозаическим (Д.С.Лихачёв) и стихотворным (В.А.Жуковский)
переводами этого отрывка. Проверка читательского восприятия: вы прослушали два перевода одного и того же текста. Какой из них более точен? А какой более приближен к народному песенному стиху? Можно ли считать переводом текст
Н. Заболоцкого, который вы читали дома? Почему?
3. Слово учителя о переводах «Слова…».
4. Чтение статьи учебника «Из истории рукописи».
5. Сообщение учителя об исторической основе «Слова…».
III. Итог урока. Домашнее задание: подгот. выразит. чтение понравившихся эпизодов; инд.: сост. план событий по Ипатьевской летописи и по композиционным частям «Слова…»; разделите «Слово…» на части, озаглавьте их.
Тема уроков: «Слово о полку Игореве» как высокопатриотическое и высокохудожественное произведение».
Цели уроков: определить идею «Слова…»; рассмотреть образную систему, особенности композиции и специфику жанра, проблему авторства; подготовить учащихся к сочинению.
Ход 3 урока.
Проверка домашнего задания.
1. Сравнительный анализ Ипатьевской летописи и «Слова…»
План событий по Ипатьевской летописи |
План событий по композиционным частям «Слова…» |
Выступление в поход князя Игоря. Солнечное затмение. Первое удачное столкновение с половцами. Неудачи второго боя. Ранение и пленение Игоря. Набеги половцев на Русь. Побег Игоря. |
Вступление. Сборы в поход, предзнаменование. Первый бой. Второй бой. история сражения с половцами. Поражение. Лирическое рассуждение о междоусобицах. Сон Святослава. «Золотое слово» Святослава. обращение к князьям. Плач Ярославны. Возвращение Игоря. Приветственная встреча. |
●Чем повествование в «Слове…» отличается от Ипатьевской летописи?
●Какие наиболее яркие композиционные части, не связанные с сюжетом, свойственны только «Слову…»?
2. Выразительное чтение понравившихся эпизодов с последующими комментариями.
II.Изучение нового материала.
– Как проявился в этих частях поэмы «пронизывающий душу патриотизм» неизвестного автора?
– Каков общечеловеческий смысл истории похода князя Игоря?
Характеристика образной системы «Слова…».
Какие образы «Слова…» вам запомнились?
Как вы их себе представляете?
●Почему Игорь и Всеволод сравниваются с соколами, с померкнувшим Солнцем, а Святослав уподобляется грозе и вихрю?
● Каким вы представляете себе Святослава в момент произнесения слова? Отчего оно – «со слезами смешанное»? Почему оно названо «золотым»?
● Почему с «золотым словом» соседствует плач Ярославны? В чём их сходство и отличие?
Кто главный герой «Слова…»?
Слово учителя о главном герое произведения – Русской земле (С.Шадрина. «Поур.пл.», стр.16-17).
Изучение композиции «Слова…».
● Что вы можете сказать о композиции произведения? В чём её своеобразие?
●Сколько композиционных частей выделяется в «Слове…»? Как их можно озаглавить?
●А с чего начинается «Слово…»?
●Как выстроен рассказ о походе князя Игоря и почему?
III. Домашнее задание:
Перечитайте гл.12 из части I, гл. 2-5 из части III. С какой целью автор делает временное отвлечение?
Как природа откликается на происходящее?
●Сообщения: жанровые особенности произведения;
Наизусть отрывок из произведения.
Ход 4 урока.
Поэтическая пятиминутка. Наизусть отрывок из «Слова о полку Игореве».
Как начал бы повествовать Боян и как это делает автор «Слова…»?
(В изображении природы: свойственны живописная выразительность, напряжённый динамизм, символический характер образа степи, непривычный характер образов Солнца, ночи; (ч. I, гл.5-9, ч. III, гл. 2-5)
в повествовательной манере: восклицания, риторические вопросы, обращения, повторы, монологи и диалоги, контрасты в изображении эпизодов, лирические отступления;
● Каков смысл противопоставления речи Всеволода и голоса природы? (ч.I, гл. 1, 2, 5)
● Почему повторяется строка «…ища себе чести, а князю славы»? В связи с чем эта строка сменяется другим рефреном: «О русская земля! Уже ты за холмом»?
● Какую роль играет временное отвлечение – воспоминание о том, как «в княжих крамолах жизни людские сокращались»? (ч.I. гл. 12-13).
4. Исследователь древнерусской литературы Д.С.Лихачёв писал: «Любовь к родине водила его (автора) пером и определила глубокую народность содержания и формы». Согласны ли вы с этой точкой зрения?
Выступление ученика: «Жанр «Слова о полку Игореве».
Продолжение беседы:
Слово учителя о влиянии фольклора на «Слово…».
Домашнее задание: подготовить сообщения о художниках, иллюстрирова-вших «Слово о полку Игореве»: о В.А.Фаворском, В.Перове, В.М. Васне-цове, М.Добужинском и др. Сравнить разные переводы «Плача Ярославны» (В.Жуковского, К.Бальмонта, Н.Заболоцкого и др.)
Выбрать тему сочинения: 1. Образ Русской земли на страницах «Слова…»
2.Возвращение князя Игоря на родную землю.
Программа по литературе для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004г.) и программы общеобразовательных учреждений «Литература»Программа
Контроля Введение. Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека . 1 Вводный урок Индивидуальная Фронтальная беседа Литература Древней Руси... тематический план по литературе 9 класс (102 часа) № урока Тема урока . Основное содержание...
Может, это очень субъективный вопрос, но точно касается практически каждого. Литература как любой вид искусства имеет множество жанров, уникальное оформление, невероятное количество как полезного, так и интересного материала.
Человека, как известно, состоит из многих компонентов, и практически каждый касается литературы в той или иной степени. И в условиях конкретных книг на нее воздействует не только учебное, но и развлекательное и др. содержимое.
Формирование:
Я практически уверен, что формированию способствуют иллюстрации, содержащиеся в книге, что дает, например, для ребенка, возможность полюбить живопись и помогают более наглядно представить описываемую ситуацию, а значит развивает фантазию. А фантазия,как известно, полезный навык! Оформление книги: достойное оформление книги развивает эстетическое восприятие окружающего, так называемая любовь к красоте.
Естественно,что так или иначе обойти содержимое любой книги невозможно. Содержимое любого жанра позволяет пережить читающему безграничную гамму всевозможных эмоций, даже самому черствому человеку что-то да придется по вкусу. Кроме того, разнообразие содержимого литературы дает:
- ответы на практические (житейские) вопросы;
- пополняют опыт человека (т.к. рассматриваемые примеры и ситуации, в основном, создаются на основе реальных ситуаций);
- повышают общую эрудицию, - а это снова компонент духовной жизни;
- дают возможность приобретения новых навыков, определяют вкусы - (повторяя за героем или обретая интерес к изготовке самих книг);
- позволяют оставить все нежелательное здесь и "рвануть" в путешествие в мир параллельный;
- и, наконец, литература позволяет задуматься над тем, что есть, что будет, что могло бы быть или не могло быть в ; посмотреть на себя и окружающих со стороны, приглядеться к тем, кто рядом, обрести самоопределенность в мире и в себе.
Так или иначе,
мне кажется, есть еще одно: практически любая литература (если она по нраву, конечно) дает не "только прогуляться в параллельность", но обеспечивает чувство безопасности и уюта, а это уже внутренняя духовная гармония.
Конечно, разговаривать на эту тему можно бесконечно, но я выразил то основное, что было для меня очевидным.
Сочинение на тему «Литература в жизни человека». 4.74 /5 (94.76%) 42 votes
С самого детства нас сопровождают различные литературные произведения: сказки, загадки, рассказы, поэмы, романы, пьесы и так далее. Все они играют огромную роль в становлении человека. Еще в раннем возрасте литературные произведения закладывают в нас основные моральные принципы и нормы. Сказки, загадки, притчи и прибаутки учат нас ценить дружбу, делать добро, не обижать слабых, уважать родителей, обдумывать свои поступки. Все это изложено доступным языком для детей языком, поэтому им это быстро и легко запоминается. Именно поэтому роль литературы и книг, в общем, в жизни человека огромна. Они не только участвуют в формировании человека, но составляют основную часть морального воспитания каждого из нас.
За время изучения школьной литературы, мы не просто узнаем новых авторов, новые произведения, новые течения, но и сближаемся с литературой настолько, что она становится неотъемлемой нашей частью. Знаменитый педагог В.П.Острогорский сказала: «Правильно и широко воспитанное общее эстетическое настроение возвышает и облагораживает человека путем благороднейшего наслаждения, которое становится потребностью. Оно делает для него привлекательною, интересною всю жизнь, открывая в ней, в природе, в человеке, прекрасное существование, коего он доселе и не подозревал… Таким образом, это чувство, подавляя в нас эгоизм, выводит нас из ежедневного круга обыденности, в то же время пробуждая и в эту обыденность вносить мысль и добро, — выводит в широкое общение с природою, обществом, родиной, человечеством… Все же это, вместе взятое, т.е. все эти эстетические отношения к самому себе, природе, людям, искусству, обществу, и создает в человеке особый духовный мир с самим собой, то доброе настроение, то единение с миром, то постоянное стремление к духовной красоте, к служению общей пользе, к честному труду и борьбе со злом – словом, то, что единственно только и составляло во все времена человеческое счастье».
На мой взгляд, эти слова очень глубоко и ярко отражают роль литературы и искусства, в общем, в жизни человека. Книги учат нас любить окружающих и дарят нам настоящее человеческое счастье. Именно поэтому, люди, читающие книги и любящие литературу, могут чувствовать на себе все прелести окружающего нас мира: видеть красоту природы, любить и быть любимыми. К тому же, благодаря литературе, пополняется наш словарный запас и обогащается духовный мир.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что литература очень важна в жизни человека: она влияет на наше мировоззрение. Формирует наш внутренний мир, обогащает нашу речь. Именно поэтому мы должны как можно больше читать, любить и уважать книгу, ведь без нее наш мир будет серым и пустым.
Тема: Литература и её роль в духовной жизни человека.
Цель: углубить представление учащихся о литературе как искусстве слова, о ее роли в духовной жизни человека.
Ход урока.
I . Обмен мнениями о личном читательском опыте.
1. Какие книги, прочитанные летом, заинтересовали вас?
3. Как знания, умения и навыки, полученные на уроках литературы в предшествующие годы, помогали вам читать и понимать книги?
4. Какие литературоведческие, энциклопедические, лингвистические словари и справочники есть в вашей домашней библиотеке? Какие из них вы порекомендовали бы своим одноклассникам?
II . Чтение вступительной статьи «Слово к девятиклассникам» (с. 3).
Беседа по статье.
Как вы понимаете выражение «основное базисное образование»?
Почему именно в программу 9 класса включены, хотя бы в отрывках, наиболее значительные произведения русской литературы?
Почему освоение данной программы требует от учеников самостоятельности, инициативы и творчества?
Какого чтения потребуют изучаемые произведения? Готовы ли вы к такому чтению?
III . Обзор курса литературы 9 класса.
Основная задача курса литературы 9 класса - познакомитьвас с богатством русской литературы, с бесконечным многообразием ее форм. Перелистаем страницы учебника, чтобы познакомитьсяс составляющими нашего курса.
Па доске открывается первая страница перекидного календаря С красочной надписью: «Древнерусская литература»
Временем возникновения древнерусской литературы ученые склонны считать конец X века. И программу 9 класса мы начинаем со знакомства с древнейшим творением, сохранившим и поныне живую прелесть художественности, созданным в конце XII столетия.
Судьба древнерусской поэмы «Слово о полку Игореве» неповторима. Поэма влечет к себе людей с неодолимой силой, как загадочный магнит.
Вникая в это творение, ты узнаешь, что такое доблесть и мужество, отвага и верность... Еще долго после прочтения перед глазами будут стоять миражи отшумевшего, но такого близкого былого. Ты будешь видеть бескрайнюю южную степь, в которой, как цветущие дикие маки, алеют воинские щиты, встают кровавые зори, снуют в небесах синие молнии, ветер раздувает шитые золотом стяги. Ты будешь слышать, как в ночи скрипят повозки, как лают встревоженные лисицы, как не умолкает соловьиное щелканье, как звенят, скрещиваясь, мечи, как раздается конский топ, как звучат похоронные плачи и как гусли рокочут славу воинам, возвратившимся из похода.
«Слово...» - драгоценная жемчужина, добытая из глубин времени, пощаженная веками, таинственный блеск которой обладает волшебным свойством притягивать взоры и сердца. Игореву песнь будут читать и через много лет дети ваших детей, внуки ваших внуков.
Открывается вторая страница «календаря»: «Литература XVIII века. Классицизм. Сентиментализм» (запись в тетради).
Живым примером судьбы талантливых людей в условиях самодержавного произвола стала судьба М. В. Ломоносова - реформатора русского литературного языка и стихосложения, великого ученого, поэта и художника, о котором Пушкин писал: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Открыв «истинные источники нашего поэтического языка», Ломоносов указал единственный правильный путь его развития - путь сближения литературного языка с языком народным».
А. С. Грибоедов и А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов и Н. В. Гоголь, Ф. И. Тютчев и А. А, Фет, А. Н. Островский и Ф. М. Достоевский, Н. А. Некрасов и Л. Н. Толстой, А. П. Чехов. Какие удивительные встречи и открытия ждут нас!
Учитель (открывает последнюю cmpa ниц y - «Литература XX века»).
XX век - век военных и революционных потрясений -вызвал мощное и многогранное отражение жизненных ситуаций в поэзии, прозе, драматургии, публицистике.
Идет «перекличка» тем и имен.
До 1917 г. русская литература была единой. В поэзии этого времени прочное место заняли А. Блок, Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Цветаева, Б. Пастернак, С. Есенин, в прозе - И. Бунин, М. Горький, Л. Андреев.
После 1917 г. часть писателей эмигрировала из России, и русская литература разделилась на две ветви, развивающиеся параллельно. Среди писателей русского зарубежья -И. Бунин, И. Шмелев, Б. Зайцев, В. Набоков, В. Ходасевич, Г. Адамович и др.
В советской литературе 20-х гг. господствовала тема Гражданской войны, с 1930-х началось художественное осмысление свершившихся в стране событий - в произведениях М. Горького, М. Шолохова, Н. Островского, А. Макаренко, А. Твардовского.
С 1941 г. всеобъемлющей становится тема Великой Отечественной войны.
В литературе 50-70-х гг. происходит переосмысление многих событий войны, отражаются противоречия наступившей мирной жизни.
Трагическая судьба узников сталинских лагерей вызвала к жизни книгу А. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», рассказы В. Шаламова и много других произведений.
IV . Завершающее слово учителя.
Здесь обозначены лишь отдельные вехи большой, трагической, противоречивой истории новейшей русской литературы XX века, скоторойнам предстоит познакомиться, названы далеко не все имени писателей, сыгравших в этой литературе значительную роль. Об этом вы узнаете позже, а пока желаю вам ни с чем не сравнимого счастья узнавания литературного произведения, когда вы начинаете понимать, какие дали открываются за каждым поворотом сюжета, за любой метафорой, гуманным намеком.
Домашнее задание: чтение «Слова о полку Игореве»; пересказ статьи «Древнерусская литература», с. 4-6.