Какова роль литературы в духовной жизни. Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему. Изучение композиции «Слова»

  • Культура и цивилизация
    • Культура и цивилизация - страница 2
    • Культура и цивилизация - страница 3
  • Типология культур и цивилизаций
    • Типология культур и цивилизаций - страница 2
    • Типология культур и цивилизаций - страница 3
  • Первобытное общество: рождение человека и культуры
    • Общая характеристика первобытности
      • Периодизация первобытной истории
    • Материальная культура и социальные отношения
    • Духовная культура
      • Возникновение мифологии, искусства и научных знаний
      • Формирование религиозных представлений
  • История и культура древних цивилизаций Востока
    • Восток как социокультурный и цивилизационный феномен
    • Доосевые культуры Древнего Востока
    • Культура Древней Индии
      • Мировосприятие и религиозные верования
      • Художественная культура
    • Культура Древнего Китая
      • Уровень развития материальной цивилизации
      • Государство и генезис социальных связей
      • Мировосприятие и религиозные верования
      • Художественная культура
  • Античность – основа европейской цивилизации
    • Общая характеристика и основные этапы развития
    • Античный полис как уникальное явление
    • Мировосприятие человека в античном обществе
    • Художественная культура
  • История и культура европейского средневековья
    • Общая характеристика европейского средневековья
    • Материальная культура, экономика и условия жизни в средние века
    • Общественная и политическая системы средневековья
    • Средневековые картины мира, системы ценностей, идеалы человека
      • Средневековые картины мира, системы ценностей, идеалы человека - страница 2
      • Средневековые картины мира, системы ценностей, идеалы человека - страница 3
    • Художественная культура и искусство средних веков
      • Художественная культура и искусство средних веков - страница 2
  • Средневековый арабский восток
    • Общая характеристика арабо-мусульманской цивилизации
    • Развитие экономики
    • Социально-политические отношения
    • Особенности ислама как мировой религии
    • Художественная культура
      • Художественная культура - страница 2
      • Художественная культура - страница 3
  • Византийская цивилизация
    • Византийская картина мира
  • Византийская цивилизация
    • Общая характеристика византийской цивилизации
    • Общественная и политическая системы Византии
    • Византийская картина мира
      • Византийская картина мира - страница 2
    • Художественная культура и искусство Византии
      • Художественная культура и искусство Византии - страница 2
  • Русь в средние века
    • Общая характеристика средневековой Руси
    • Экономика. Социально-классовая структура
      • Экономика. Социально-классовая структура - страница 2
    • Эволюция политической системы
      • Эволюция политической системы - страница 2
      • Эволюция политической системы - страница 3
    • Система ценностей средневековой Руси. Духовная культура
      • Система ценностей средневековой Руси. Духовная культура - страница 2
      • Система ценностей средневековой Руси. Духовная культура - страница 3
      • Система ценностей средневековой Руси. Духовная культура - страница 4
    • Художественная культура и искусство
      • Художественная культура и искусство - страница 2
      • Художественная культура и искусство - страница 3
      • Художественная культура и искусство - страница 4
  • Возрождение и реформация
    • Содержание понятия и периодизация эпохи
    • Экономические, социальные и политические предпосылки европейского Возрождения
    • Изменения в мировоззрении горожан
    • Содержание эпохи Возрождения
    • Гуманизм – идеология Ренессанса
    • Титанизм и его «обратная» сторона
    • Искусство эпохи Возрождения
  • История и культура Европы в Новое время
    • Общая характеристика Нового времени
    • Образ жизни и материальная цивилизация Нового времени
    • Социальная и политическая системы Нового времени
    • Картины мира Нового времени
    • Художественные стили в искусстве Нового времени
  • Россия в эпоху Нового времени
    • Общие сведения
    • Характеристика основных этапов
    • Экономика. Социальный состав. Эволюция политического строя
      • Социальный состав российского общества
      • Эволюция политического строя
    • Система ценностей российского общества
      • Система ценностей российского общества - страница 2
    • Эволюция духовной культуры
      • Соотношение провинциальной и столичной культуры
      • Культура донского казачества
      • Развитие общественно-политической мысли и пробуждение гражданского самосознания
      • Возникновение охранительной, либеральной и социалистической традиций
      • Две линии в истории русской культуры XIX в.
    • Художественная культура Нового времени
      • Художественная культура Нового времени - страница 2
      • Художественная культура Нового времени - страница 3
  • История и культура России в конце XIX – начале XX в.
    • Общая характеристика периода
    • Выбор пути общественного развития. Программы политических партий и движений
      • Либеральная альтернатива преобразования России
      • Социал-демократическая альтернатива преобразования России
    • Переоценка традиционной системы ценностей в общественном сознании
    • Серебряный век – ренессанс русской культуры
  • Цивилизация Запада в XX веке
    • Общая характеристика периода
      • Общая характеристика периода - страница 2
    • Эволюция системы ценностей в западной культуре XX в.
    • Основные тенденции развития западного искусства
  • Советское общество и культура
    • Проблемы истории советского общества и культуры
    • Становление советской системы (1917-й–1930-е годы)
      • Экономика
      • Социальная структура. Общественное сознание
      • Культура
    • Советское общество в годы войны и мира. Кризис и крах советской системы (40-80-е годы)
      • Идеология. Политическая система
      • Экономическое развитие советского общества
      • Социальные отношения. Общественное сознание. Система ценностей
      • Культурная жизнь
  • Россия в 90-е годы
    • Политическое и социально-экономическое развитие современной России
      • Политическое и социально-экономическое развитие современной России - страница 2
    • Общественное сознание в 90-е годы: основные тенденции развития
      • Общественное сознание в 90-е годы: основные тенденции развития - страница 2
    • Развитие культуры
  • Роль литературы в духовной жизни российского общества

    Общественно-политические взгляды русских мыслителей были тесно связаны с развитием русской литературы. Широко известны слова Герцена: «У народа, лишенного общественной свободы, литература единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести. Влияние литературы в подобном обществе приобретает размеры, давно утраченные другими странами Европы».

    Анализируя роль литературы и литературной критики в русской культуре XIX в., современный исследователь И. Кондаков писал: «...литература – в силу специфически стесненных общественно-политических условий развития страны – выполняет миссию сразу нескольких составляющих культуры одновременно: философии, социальных наук, публицистики, общественно-политической деятельности (неправительственного оппозиционного характера), далее непосредственно служит гласности (за счет способности метафорически, иносказательно говорить о том, что нельзя сказать прямо буквально) применительно к обществу, в своей основе безгласном.

    Вместе с тем это означало и то, что литература в России (начиная с николаевской эпохи, т.е. еще при жизни Пушкина) перестала быть только искусством в ряду других искусств и становилась особым – универсальным, синтетическим явлением культуры, по необходимости замещающим ее иные, вынужденно неполноценные отрасли, отвечающие за познавательные, мировоззренческие, общественно-регулятивные и иные функции.

    Принципиально иным становится груз ответственности литературы перед обществом – ответственности не только и не столько художественно-эстетической, сколько нравственно-этической, политической, социально-философской, познавательно-мировоззренческой».

    Таким образом, в духовной культуре новой эпохи происходил сложный процесс дифференциации, развивались такие ее сферы, как наука, художественная литература и искусство, образование, многочисленные социокультурные учреждения. Светский характер, открытость, способность вбирать в себя лучшее из культур других народов, сохраняя национальную самобытность и целостность, характеризовали русскую культуру XVIII в.

    Разрыв между достигнутым уровнем духовной культуры и возможностями широких народных масс овладеть культурными ценностями стал преодолеваться во второй половине XIX в. благодаря распространению печатного слова и грамотности, пополнению интеллигенции и среднего сословия разночинцами.

    Капитализм и относительная децентрализация управления положили начало объединению дворянской европеизированной и народной традиционной культур в единую общенациональную культуру. Эти же причины способствовали появлению крупных провинциальных культурных центров в промышленных и торговых районах страны. Господствующее положение в начале XIX в. «просвещенного дворянства» было поколеблено к середине столетия, когда в общественную, научную, художественную жизнь вошли представители низших сословий.

    На духовную культуру эпохи большое влияние оказывала общественная мысль. Начиная с XVIII в. одной из самых важных культурных идей стала выдвинутая просветителями идея естественного права личности, данного ей по рождению. Особенностью развития общественной мысли в России была ее политическая заостренность, поиск места России в мировом сообществе.

    Урок 1

    Тема урока: «Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека».

    Цели урока: выявить уровень литературного развития учащихся;

    углубить представления учащихся о литературе как искусстве слова, о её роли в духовной жизни человека;

    сделать краткий обзор курса литературы 9 класса.

    Ход урока.

      Вступительная беседа.

      Вдумайтесь в тему урока и попробуйте сформулировать его цели.

      Почему литературу называют искусством слова? Вспомните, что вы знаете о происхождении слова «литература». Опираясь на этимологию слова, дайте ему определение.

      Мы с вами изучаем художественную литературу. А какой ещё может быть литература?

      Что является характерной особенностью художественной литературы?

      Кто является создателем художественной литературы? Какие задачи решает писатель, работая над книгой? Какому читателю он её адресует?

    Вывод:

    Художественная литература

    Писатель читатель

    мысли переживания соразмышление сопереживание

    соучастие

    6.Каким читателем вы считаете себя? Помогают ли вам знания, полученные на уроках литературы, читать и понимать книги?

      Тест. (Карточку-тест для учащихся см. в Приложении)

      Искусство по своей природе:

    а) рационально; б) эмоционально; в)

    а) образом; б) персонажем; в) типом.

    а) да, и очень существенная; б) нет; в) в зависимости от жанра.

    4. Тема произведения – это:

    5. Идея произведения – это:

    в) главная обобщающая мысль произведения.

    а) да; б) нет; в) на вопрос нельзя дать однозначного ответа.

    7. Композиция – это:

    в) последовательность частей и элементов произведения.

    8. Завязка – это:

    а) момент возникновения или обнаружения конфликта;

    б) начало произведения;

    9. Сюжет – это:

    б) совокупность событий и действий;

    а) композиция; б) конфликт; в) фабула.

    11. Литературные жанры – это:

    а) эпос, лирика, драма;

    б) роман, трагедия, эпиграмма;

    а) проблематика произведения;

    б) его тематика;

    III. Учитель об основной задаче курса и его программе.

    Основная задача курса литературы 9 класса – познакомить вас с богатством русской литературы, с бесконечным многообразием её форм. Обратимся к учебнику, чтобы познакомиться с программой курса.

    Запись в тетради:

    Основные разделы курса литературы 9 класса:

        Древнерусская литература.

        Литература XVIII века. Классицизм. Сентиментализм.

        Литература XIX века. Романтизм. Реализм.

        Литература XX века.

    IV. Роль литературы в духовной жизни человека?

      V. Домашнее задание: повторить жанры древнерусской литературы, прочитать статью учебника «Древнерусская литература». Читать «Слово о полку Игореве».

    Приложение к уроку 1.

    Литература как искусство слова

        Искусство по своей природе:

    а) рационально; б) эмоционально; в) сочетает в себе и рациональное и эмоцио- нальное начала.

    2. Действующее лицо художественного произведения называется:

    а) образом; б) персонажем; в) типом.

    3. Есть ли разница между понятиями «образ» и «персонаж»?

    а) да, и очень существенная; б) нет; в) в зависимости от жанра.

    4. Тема произведения – это:

    а) главная идея; б) объект отражения; в) конкретная описанная ситуация.

    5. Идея произведения – это:

    в) главная обобщающая мысль произведения.

    6. Могут ли на одной теме раскрываться разные проблемы?

    а) да; б) нет; в) на вопрос нельзя дать однозначного ответа.

    7. Композиция – это:

    а) последовательность событий и действий;

    б) движение произведения от завязки к развязке;

    в) последовательность частей и элементов произведения.

    8. Завязка – это:

    а) момент возникновения или обнаружения конфликта;

    б) начало произведения;

    в) первое появление главного героя.

    9. Сюжет – это:

    а) основное содержание произведения;

    б) совокупность событий и действий;

    в) последовательность всех элементов произведения.

    10. В основе сюжетного действия лежит:

    а) композиция; б) конфликт; в) фабула.

    11. Литературные жанры – это:

    а) эпос, лирика, драма;

    б) роман, трагедия, эпиграмма;

    в) политический роман, социальная драма, философская элегия.

    12. Для определения жанра существенным признаком является:

    а) проблематика произведения;

    б) его тематика;

    в) время создания произведения.

    Тема урока: «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы».

    Цель урока: показать самобытный характер древнерусской литературы, богатство и разнообразие её жанров; познакомить с историей открытия «Слова о полку Игореве».

    Ход урока.

      Повторение изученного в 5-8 классах.

      Беседа по статье «Древнерусская литература».

      Когда и как начиналась русская литература? Какие периоды развития древнерусской литературы обозначены в статье?

      Чем интересен каждый период, какими произведениями представлен?

      Какие жанры древнерусской литературы вы знаете?

      Дайте определение слову «жанр».

      Викторина «Узнай по отрывку произведение и определи его жанр».

    (См. С.Шадрина.«Литература. 9класс. Поурочные планы. Стр. 9-10)

    II. Знакомство со «Словом о полку Игореве».

      Вступительное слово учителя. Выразительное чтение древнерусского текста (начало поэмы).

    Проверка читательского восприятия: какое впечатление произвёл на вас текст начала поэмы? В чём его своеобразие? Поняли ли вы, о чём идёт речь?

      Знакомство с прозаическим (Д.С.Лихачёв) и стихотворным (В.А.Жуковский)

    переводами этого отрывка. Проверка читательского восприятия: вы прослушали два перевода одного и того же текста. Какой из них более точен? А какой более приближен к народному песенному стиху? Можно ли считать переводом текст

    Н. Заболоцкого, который вы читали дома? Почему?

    3. Слово учителя о переводах «Слова…».

    4. Чтение статьи учебника «Из истории рукописи».

    5. Сообщение учителя об исторической основе «Слова…».

    III. Итог урока. Домашнее задание: подгот. выразит. чтение понравившихся эпизодов; инд.: сост. план событий по Ипатьевской летописи и по композиционным частям «Слова…»; разделите «Слово…» на части, озаглавьте их.

    Тема уроков: «Слово о полку Игореве» как высокопатриотическое и высокохудожественное произведение».

    Цели уроков: определить идею «Слова…»; рассмотреть образную систему, особенности композиции и специфику жанра, проблему авторства; подготовить учащихся к сочинению.

    Ход 3 урока.

        Проверка домашнего задания.

    1. Сравнительный анализ Ипатьевской летописи и «Слова…»

    План событий по Ипатьевской летописи

    План событий по композиционным частям

    «Слова…»

      Выступление в поход князя Игоря.

      Солнечное затмение.

      Первое удачное столкновение с половцами.

      Неудачи второго боя.

      Ранение и пленение Игоря.

      Набеги половцев на Русь.

      Побег Игоря.

        Вступление.

        Сборы в поход, предзнаменование.

        Первый бой.

        Второй бой.

        история сражения с половцами.

        Поражение.

        Лирическое рассуждение о междоусобицах.

        Сон Святослава. «Золотое слово» Святослава.

        обращение к князьям.

        Плач Ярославны.

        Возвращение Игоря.

        Приветственная встреча.

    ●Чем повествование в «Слове…» отличается от Ипатьевской летописи?

    ●Какие наиболее яркие композиционные части, не связанные с сюжетом, свойственны только «Слову…»?

    2. Выразительное чтение понравившихся эпизодов с последующими комментариями.

    II.Изучение нового материала.

    – Как проявился в этих частях поэмы «пронизывающий душу патриотизм» неизвестного автора?

    – Каков общечеловеческий смысл истории похода князя Игоря?

      Характеристика образной системы «Слова…».

      Какие образы «Слова…» вам запомнились?

      Как вы их себе представляете?

    ●Почему Игорь и Всеволод сравниваются с соколами, с померкнувшим Солнцем, а Святослав уподобляется грозе и вихрю?

    ● Каким вы представляете себе Святослава в момент произнесения слова? Отчего оно – «со слезами смешанное»? Почему оно названо «золотым»?

    ● Почему с «золотым словом» соседствует плач Ярославны? В чём их сходство и отличие?

      Кто главный герой «Слова…»?

      Слово учителя о главном герое произведения – Русской земле (С.Шадрина. «Поур.пл.», стр.16-17).

      Изучение композиции «Слова…».

    ● Что вы можете сказать о композиции произведения? В чём её своеобразие?

    ●Сколько композиционных частей выделяется в «Слове…»? Как их можно озаглавить?

    ●А с чего начинается «Слово…»?

    ●Как выстроен рассказ о походе князя Игоря и почему?

    III. Домашнее задание:

    Перечитайте гл.12 из части I, гл. 2-5 из части III. С какой целью автор делает временное отвлечение?

    Как природа откликается на происходящее?

    ●Сообщения: жанровые особенности произведения;

    Наизусть отрывок из произведения.

    Ход 4 урока.

        Поэтическая пятиминутка. Наизусть отрывок из «Слова о полку Игореве».

      Как начал бы повествовать Боян и как это делает автор «Слова…»?

    (В изображении природы: свойственны живописная выразительность, напряжённый динамизм, символический характер образа степи, непривычный характер образов Солнца, ночи; (ч. I, гл.5-9, ч. III, гл. 2-5)

    в повествовательной манере: восклицания, риторические вопросы, обращения, повторы, монологи и диалоги, контрасты в изображении эпизодов, лирические отступления;

    ● Каков смысл противопоставления речи Всеволода и голоса природы? (ч.I, гл. 1, 2, 5)

    ● Почему повторяется строка «…ища себе чести, а князю славы»? В связи с чем эта строка сменяется другим рефреном: «О русская земля! Уже ты за холмом»?

    ● Какую роль играет временное отвлечение – воспоминание о том, как «в княжих крамолах жизни людские сокращались»? (ч.I. гл. 12-13).

    4. Исследователь древнерусской литературы Д.С.Лихачёв писал: «Любовь к родине водила его (автора) пером и определила глубокую народность содержания и формы». Согласны ли вы с этой точкой зрения?

        Выступление ученика: «Жанр «Слова о полку Игореве».

        Продолжение беседы:

        Слово учителя о влиянии фольклора на «Слово…».

        Домашнее задание: подготовить сообщения о художниках, иллюстрирова-вших «Слово о полку Игореве»: о В.А.Фаворском, В.Перове, В.М. Васне-цове, М.Добужинском и др. Сравнить разные переводы «Плача Ярославны» (В.Жуковского, К.Бальмонта, Н.Заболоцкого и др.)

    Выбрать тему сочинения: 1. Образ Русской земли на страницах «Слова…»

    2.Возвращение князя Игоря на родную землю.

    Программа по литературе для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004г.) и программы общеобразовательных учреждений «Литература»Программа

    Контроля Введение. Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека . 1 Вводный урок Индивидуальная Фронтальная беседа Литература Древней Руси... тематический план по литературе 9 класс (102 часа) № урока Тема урока . Основное содержание...

    Может, это очень субъективный вопрос, но точно касается практически каждого. Литература как любой вид искусства имеет множество жанров, уникальное оформление, невероятное количество как полезного, так и интересного материала.

    Человека, как известно, состоит из многих компонентов, и практически каждый касается литературы в той или иной степени. И в условиях конкретных книг на нее воздействует не только учебное, но и развлекательное и др. содержимое.

    Формирование:

    Я практически уверен, что формированию способствуют иллюстрации, содержащиеся в книге, что дает, например, для ребенка, возможность полюбить живопись и помогают более наглядно представить описываемую ситуацию, а значит развивает фантазию. А фантазия,как известно, полезный навык! Оформление книги: достойное оформление книги развивает эстетическое восприятие окружающего, так называемая любовь к красоте.

    Естественно,что так или иначе обойти содержимое любой книги невозможно. Содержимое любого жанра позволяет пережить читающему безграничную гамму всевозможных эмоций, даже самому черствому человеку что-то да придется по вкусу. Кроме того, разнообразие содержимого литературы дает:

    1. ответы на практические (житейские) вопросы;
    2. пополняют опыт человека (т.к. рассматриваемые примеры и ситуации, в основном, создаются на основе реальных ситуаций);
    3. повышают общую эрудицию, - а это снова компонент духовной жизни;
    4. дают возможность приобретения новых навыков, определяют вкусы - (повторяя за героем или обретая интерес к изготовке самих книг);
    5. позволяют оставить все нежелательное здесь и "рвануть" в путешествие в мир параллельный;
    6. и, наконец, литература позволяет задуматься над тем, что есть, что будет, что могло бы быть или не могло быть в ; посмотреть на себя и окружающих со стороны, приглядеться к тем, кто рядом, обрести самоопределенность в мире и в себе.

    Так или иначе,
    мне кажется, есть еще одно: практически любая литература (если она по нраву, конечно) дает не "только прогуляться в параллельность", но обеспечивает чувство безопасности и уюта, а это уже внутренняя духовная гармония.

    Конечно, разговаривать на эту тему можно бесконечно, но я выразил то основное, что было для меня очевидным.

    Сочинение на тему «Литература в жизни человека». 4.74 /5 (94.76%) 42 votes

    С самого детства нас сопровождают различные литературные произведения: сказки, загадки, рассказы, поэмы, романы, пьесы и так далее. Все они играют огромную роль в становлении человека. Еще в раннем возрасте литературные произведения закладывают в нас основные моральные принципы и нормы. Сказки, загадки, притчи и прибаутки учат нас ценить дружбу, делать добро, не обижать слабых, уважать родителей, обдумывать свои поступки. Все это изложено доступным языком для детей языком, поэтому им это быстро и легко запоминается. Именно поэтому роль литературы и книг, в общем, в жизни человека огромна. Они не только участвуют в формировании человека, но составляют основную часть морального воспитания каждого из нас.


    За время изучения школьной литературы, мы не просто узнаем новых авторов, новые произведения, новые течения, но и сближаемся с литературой настолько, что она становится неотъемлемой нашей частью. Знаменитый педагог В.П.Острогорский сказала: «Правильно и широко воспитанное общее эстетическое настроение возвышает и облагораживает человека путем благороднейшего наслаждения, которое становится потребностью. Оно делает для него привлекательною, интересною всю жизнь, открывая в ней, в природе, в человеке, прекрасное существование, коего он доселе и не подозревал… Таким образом, это чувство, подавляя в нас эгоизм, выводит нас из ежедневного круга обыденности, в то же время пробуждая и в эту обыденность вносить мысль и добро, — выводит в широкое общение с природою, обществом, родиной, человечеством… Все же это, вместе взятое, т.е. все эти эстетические отношения к самому себе, природе, людям, искусству, обществу, и создает в человеке особый духовный мир с самим собой, то доброе настроение, то единение с миром, то постоянное стремление к духовной красоте, к служению общей пользе, к честному труду и борьбе со злом – словом, то, что единственно только и составляло во все времена человеческое счастье».
    На мой взгляд, эти слова очень глубоко и ярко отражают роль литературы и искусства, в общем, в жизни человека. Книги учат нас любить окружающих и дарят нам настоящее человеческое счастье. Именно поэтому, люди, читающие книги и любящие литературу, могут чувствовать на себе все прелести окружающего нас мира: видеть красоту природы, любить и быть любимыми. К тому же, благодаря литературе, пополняется наш словарный запас и обогащается духовный мир.
    Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что литература очень важна в жизни человека: она влияет на наше мировоззрение. Формирует наш внутренний мир, обогащает нашу речь. Именно поэтому мы должны как можно больше читать, любить и уважать книгу, ведь без нее наш мир будет серым и пустым.

    Тема: Литература и её роль в духовной жизни человека.

    Цель: углубить представление учащихся о литературе как ис­кусстве слова, о ее роли в духовной жизни человека.

    Ход урока.

    I . Обмен мнениями о личном читательском опыте.

    1. Какие книги, прочитанные летом, заинтересовали вас?

    3. Как знания, умения и навыки, полученные на уроках литера­туры в предшествующие годы, помогали вам читать и понимать книги?

    4. Какие литературоведческие, энциклопедические, лингвисти­ческие словари и справочники есть в вашей домашней библиотеке? Какие из них вы порекомендовали бы своим одноклассникам?

    II . Чтение вступительной статьи «Слово к девятиклассни­кам» (с. 3).

    Беседа по статье.

    Как вы понимаете выражение «основное базисное образование»?

    Почему именно в программу 9 класса включены, хотя бы в от­рывках, наиболее значительные произведения русской литературы?

    Почему освоение данной программы требует от учеников са­мостоятельности, инициативы и творчества?

    Какого чтения потребуют изучаемые произведения? Готовы ли вы к такому чтению?

    III . Обзор курса литературы 9 класса.

    Основная задача курса литературы 9 класса - познакомитьвас с богатством русской литературы, с бесконечным многообразием ее форм. Перелистаем страницы учебника, чтобы познакомитьсяс составляющими нашего курса.

    Па доске открывается первая страница перекидного календаря С красочной надписью: «Древнерусская литература»

    Временем возникновения древнерусской литерату­ры ученые склонны считать конец X века. И программу 9 класса мы начинаем со знакомства с древнейшим творением, сохранив­шим и поныне живую прелесть художественности, созданным в конце XII столетия.

    Судьба древнерусской поэмы «Слово о полку Игореве» непо­вторима. Поэма влечет к себе людей с неодолимой силой, как зага­дочный магнит.

    Вникая в это творение, ты узнаешь, что такое доблесть и муже­ство, отвага и верность... Еще долго после прочтения перед глаза­ми будут стоять миражи отшумевшего, но такого близкого былого. Ты будешь видеть бескрайнюю южную степь, в которой, как цве­тущие дикие маки, алеют воинские щиты, встают кровавые зори, снуют в небесах синие молнии, ветер раздувает шитые золотом стяги. Ты будешь слышать, как в ночи скрипят повозки, как лают встревоженные лисицы, как не умолкает соловьиное щелканье, как звенят, скрещиваясь, мечи, как раздается конский топ, как звучат похоронные плачи и как гусли рокочут славу воинам, возвратив­шимся из похода.

    «Слово...» - драгоценная жемчужина, добытая из глубин вре­мени, пощаженная веками, таинственный блеск которой обладает волшебным свойством притягивать взоры и сердца. Игореву песнь будут читать и через много лет дети ваших детей, внуки ваших внуков.

    Открывается вторая страница «календаря»: «Литература XVIII века. Классицизм. Сентиментализм» (запись в тетради).

    Живым примером судьбы талантливых людей в условиях самодержавного произвола стала судьба М. В. Ломоносо­ва - реформатора русского литературного языка и стихосложения, великого ученого, поэта и художника, о котором Пушкин писал: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Открыв «ис­тинные источники нашего поэтического языка», Ломоносов указал единственный правильный путь его развития - путь сближения ли­тературного языка с языком народным».

    А. С. Грибоедов и А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов и Н. В. Гоголь, Ф. И. Тютчев и А. А, Фет, А. Н. Островский и Ф. М. Достоевский, Н. А. Некрасов и Л. Н. Толстой, А. П. Чехов. Какие удивительные встречи и открытия ждут нас!

    Учитель (открывает последнюю cmpa ниц y - «Литература XX века»).

    XX век - век военных и революционных потрясений -вызвал мощное и многогранное отражение жизненных ситуаций в поэзии, прозе, драматургии, публицистике.

    Идет «перекличка» тем и имен.

    До 1917 г. русская литература была единой. В поэзии этого времени прочное место заняли А. Блок, Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Цветаева, Б. Пастернак, С. Есе­нин, в прозе - И. Бунин, М. Горький, Л. Андреев.

    После 1917 г. часть писателей эмигрирова­ла из России, и русская литература разделилась на две ветви, раз­вивающиеся параллельно. Среди писателей русского зарубежья -И. Бунин, И. Шмелев, Б. Зайцев, В. Набоков, В. Ходасевич, Г. Ада­мович и др.

    В советской литературе 20-х гг. господ­ствовала тема Гражданской войны, с 1930-х началось художест­венное осмысление свершившихся в стране событий - в произве­дениях М. Горького, М. Шолохова, Н. Островского, А. Макаренко, А. Твардовского.

    С 1941 г. всеобъемлющей становится тема Великой Отечественной войны.

    В литературе 50-70-х гг. происходит пере­осмысление многих событий войны, отражаются противоречия на­ступившей мирной жизни.

    Трагическая судьба узников сталинских ла­герей вызвала к жизни книгу А. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», рассказы В. Шаламова и много других произведений.

    IV . Завершающее слово учителя.

    Здесь обозначены лишь отдельные вехи большой, трагической, противоречивой истории новейшей русской литературы XX века, скоторойнам предстоит познакомиться, названы далеко не все име­ни писателей, сыгравших в этой литературе значительную роль. Об этом вы узнаете позже, а пока желаю вам ни с чем не сравнимого счастья узнавания литературного произведения, когда вы начинаете понимать, какие дали открываются за каждым поворотом сюжета, за любой метафо­рой, гуманным намеком.

    Домашнее задание: чтение «Слова о полку Игореве»; пересказ статьи «Древнерусская литература», с. 4-6.

    tattooe.ru - Журнал современной молодежи