Проблемы в произведении капитанская дочка. Какие вечные проблемы поднимает А.С. Пушкин в повести "Капитанская дочка"? Какая основная проблема капитанской дочки

История создания произведения «Капитанская дочка»

Тема народных восстаний под предводительством Разина и Пугачева заинтересовали Пушкина еще в 1824 г., вскоре после его приезда в Михайловское. В первой половине ноября 1824 г. в письме к брату Льву он просит прислать ему «Жизнь Емельки Пугачева» (Пушкин, Т. 13, с. 119). Пушкин имел в виду книгу «Ложный Петр III, или Жизнь, характер и злодеяния бунтовщика Емельки Пугачева» (Москва, 1809). В следующем письме к брату Пушкин пишет: «Ах! боже мой, чуть не забыл! Вот тебе задача: историческое, сухое известие о Сеньке Разине, единственном поэтическом лице русской истории» (Пушкин, т. 13, с. 121). В Михайловском же Пушкин обрабатывал фольклорные песни о Разине.
Интерес поэта к теме был обусловлен также тем, что вторая половина 1820-х годов была отмечена волной крестьянских возмущений, беспорядки не обошли стороной и Псковскую область, в которой жил Пушкин до осени 1826 года и где он неоднократно бывал и позднее. Крестьянские беспорядки конца 1820-х годов создавали тревожную ситуацию.
17 сентября 1832 года Пушкин уехал в Москву, где П.В. Нащокин рассказал ему о судебном процессе белорусского дворянина Островского; этот рассказ лег в основу повести «Дубровский»; замысел повествования о дворянине-пугачевце временно был оставлен — Пушкин вернулся к нему в конце января 1833 года. В эти годы поэт активно собирал исторический материал для будущей книги: работал в архивах, посещал места, связанные с восстанием Пугачева. В результате одновременно с «Капитанской дочкой» создавалась книга о Пугачеве. Работа над «Историей Пугачева» помогла Пушкину осуществить художественный замысел: «Капитанская дочка» была вчерне закончена 23 июля 1836 года. Пушкин, не вполне удовлетворенный первоначальной редакцией, переписал книгу. 19 октября «Капитанская дочка» была переписана до конца, а 24 октября послана цензору. Пушкин просил цензора, ПА. Корсакова, не разглашать тайну его авторства, предполагая выпустить повесть в свет анонимно. «Капитанская дочка» появилась 22 декабря 1836 года в четвертом номере журнала «Современник».

Род, жанр, творческий метод

Заглавие для своего произведения Пушкин выбрал, вероятно, лишь осенью 1836 года, когда рукопись была отправлена писателем в цензуру; до этого времени, упоминая в письмах о «Капитанской дочке», Пушкин называл свое повествование просто романом. По сей день нет единого мнения в определении жанра «Капитанской дочки». Произведение называют и романом, и повестью, и семейной хроникой. Как было сказано выше, сам поэт считал свой труд романом. Позже исследователи пришли к мысли, что «Капитанская дочка» является повестью. По форме это мемуары — записки старого Гринева, в которых он вспоминает об истории, которая произошла в молодости — семейная хроника переплелась с историческими событиями. Итак, жанр «Капитанской дочки» можно определить как исторический роман в мемуарной форме. Не случайно Пушкин обратился к мемуарной форме. Во-первых, мемуары придавали произведению колорит эпохи; во-вторых, помогли избежать цензурных затруднений.
В произведении очевидна документальность, героями его являются реально существующие люди: Екатерина II, Пугачев, его соратники Хлопуша и Белобородое. Вместе с тем исторические события преломляются через судьбы вымышленных героев. Появляется любовная интрига. Художественный вымысел, сложность композиции и построение характеров позволяют отнести произведение Пушкина к жанру романа.
«Капитанская дочка» — произведение реалистическое, хотя и не лишенное некоторых черт романтизма. Реализм романа заключается в объективном изображении исторических событий, связанных с Пугачевским восстанием, с изображением реалий жизни и быта дворян, простых русских людей, крепостных крестьян. Романтические черты предстают в эпизодах, связанных с любовной линией романа. Романтичен сам сюжет произведения.

Тематика анализируемого произведения

В «Капитанской дочке» можно выделить два круга основных проблем. Это проблемы социально-исторические и проблемы нравственные. Пушкин хотел, прежде всего, показать, как складывалась судьба героев повествования, попавших в круговорот исторических потрясений. На первый план выходит проблема народа и проблема русского национального характера. Проблема народа воплощается через соотношение образов Пугачева и Савельича, через изображение характеров обитателей Белогорской крепости.
Пословица, взятая Пушкиным в качестве эпиграфа ко всей повести, обращает внимание читателя на идейно-нравственное содержание произведения: одна из важнейших проблем «Капитанской дочки» — проблема нравственного воспитания, формирования личности Петра Андреевича Гринева, главного героя повести. Эпиграф представляет собою сокращенный вариант русской пословицы: «Береги платье снову, а честь смолоду». Полностью эту пословицу вспоминает Гринев-отец, напутствуя сына, отправляющегося в армию. Проблема чести и долга раскрывается через противопоставление Гринева и Швабрина. Разные грани этой проблемы находят отражение в образах капитана Миронова, Василисы Егоровны, Маши Мироновой и других персонажей.
Проблема нравственного воспитания молодого человека своего времени глубоко волновала Пушкина; с особой остротой она встала перед писателем после поражения восстания декабристов, которое в сознании Пушкина воспринималось как трагическая развязка жизненного пути лучших его современников. Воцарение Николая I привело к резкому изменению нравственного «климата» дворянского общества, к забвению просветительских традиций XVIII века. В этих условиях Пушкин ощутил настоятельную необходимость сопоставить нравственный опыт разных поколений, показать преемственную связь между ними. Представителям «новой знати» Пушкин противопоставляет людей, нравственно цельных, не затронутых жаждой чинов, орденов и наживы.
Одна из важнейших нравственных проблем романа — личность в переломные моменты истории — остается актуальной и сегодня. Писатель поставил вопрос: возможно ли в борьбе противоположных общественных сил сохранить честь и достоинство? И на высоком художественном уровне ответил на него. Возможно!

Известный исследователь творчества А.С. Пушкина Ю.М. Лотман писал: «Вся художественная ткань «Капитанской дочки» отчетливо распадается на два идейно-стилистических пласта, подчиненных изображению миров — дворянского и крестьянского. Было бы недопустимым упрощением, препятствующим проникновению в подлинный замысел Пушкина, считать, что дворянский мир изображается в повести только сатирически, а крестьянский — только сочувственно, равно как утверждать, что все поэтическое в дворянском лагере принадлежит, по мнению Пушкина, не специфически дворянскому, а общенациональному началу».
В неоднозначном отношении автора к восстанию и самому Пугачеву, а также к Гриневу и другим персонажам заложена идейная направленность романа. Пушкин не мог положительно относиться к жестокости бунта («Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»), хотя и понимал, что в восстании проявляется стремление народа к свободе и воле. Пугачев, при всей своей жестокости, в изображении Пушкина вызывает симпатию. Он показан человеком широкой души, не лишенным милосердия. В сюжетной линии любви Гринева и Маши Мироновой автор представил идеал самоотверженной любви.

Основные герои

Н.В. Гоголь писал, что в «Капитанской дочке» «в первый раз выступили истинно русские характеры: простой комендант крепости, капитанша, поручик; сама крепость с единственною пушкой, бестолковщина времени и простое величие простых людей, все — не только самая правда, но еще как бы лучше ее».
Система персонажей произведения строится на наличии или отсутствии именно духовного побеждающего начала в человеке. Так, принцип противостояния добра, света, любви, истины и зла, мрака, ненависти, лжи отражается в романе в контрастном распределении главных персонажей. В одном кругу находятся Гринев и Марья Ивановна; в другом — Пугачев и Швабрин.
Центральной фигурой в романе является Пугачев. К нему сходятся все сюжетные линии произведения Пушкина. Пугачев в изображении Пушкина — талантливый предводитель стихийного народного движения, в нем воплощен яркий народный характер. Он может быть как жестоким и страшным, так и справедливым и благодарным. Показательно отношение его к Гриневу и Маше Мироновой. Стихия народного движения захватила Пугачева, мотивы его поступков заложены в морали калмыцкой сказки, которую он рассказывает Гриневу:«... чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что Бог даст!»
В сравнении с Пугачевым Петр Андреевич Гринев — герой вымышленный. Имя Гринева (в черновом варианте он назывался Бу-ланиным) выбрано не случайно. В правительственных документах, касающихся Пугачевского бунта, значилось имя Гринева среди тех, кто был вначале под подозрением, а затем оправдан. Выходец из обедневшей дворянской семьи, Петруша Гринев в начале повествования представляет собой яркий образец недоросля, обласканного и любимого домашними. Обстоятельства военной службы способствуют взрослению Гринева, в дальнейшем он предстает человеком порядочным, способным к смелым поступкам.
«Имя девицы Мироновой, — писал Пушкин 25 октября 1836 года цензору ПА Корсакову, — вымышлено. Роман мой основан на предании, некогда слышанном мною, будто бы один из офицеров, изменивших своему долгу и перешедших в шайки Пугачевские, был помилован императрицей по просьбе престарелого отца, кинувшегося ей в ноги. Роман, как изволите видеть, ушел далеко от истины». Остановившись на названии «Капитанская дочка», Пушкин подчеркивал значимость образа Марьи Ивановны Мироновой в романе. Капитанская дочка изображена как нечто светлое, юное, чистое. За этой внешностью просвечивает небесная чистота души. Главное содержание ее внутреннего мира — в полном доверии к Богу. В ней на протяжении всего романа ни разу нет и намека на не то чтобы бунт, но и на сомнение в правильности или справедливости происходящего. Так, наиболее ярко это проявляется в отказе Маши от брака с любимым человеком вопреки воли его родителей: «Родные ваши не хотят меня в свою семью. Буди во всем воля Господня! Бог лучше нашего знает, что нам надобно. Делать нечего, Петр Андреич; будьте хоть вы счастливы...». Маша соединила в себе лучшие качества русского национального характера — веру, способность к искренней самоотверженной любви. Она является ярким запоминающимся образом, «милым идеалом» Пушкина.
В поисках героя для исторического повествования Пушкин обратил внимание на фигуру Шванвича, дворянина, служившего Пугачеву; в окончательной редакции повести это историческое лицо, с существенным изменением мотивов его перехода на сторону Пугачева, превратилось в Швабрина. Данный персонаж вобрал в себя всевозможные негативные характеристики, главная из которых представлена в определении Василисы Егоровны, данном ею при выговоре Гриневу за поединок: «Петр Андреич! Этого я от тебя не ожидала. Как тебе не совестно? Добро Алексей Иваныч: он за душегубство и из гвардии выписан, он и в Господа Бога не верует; а ты-то что? туда же лезешь?» Капитанша точно указала на суть противостояния Швабрина и Гринева: безбожие первого, диктующего всю подлость его поведения, и вера второго, являющаяся основой достойного поведения и благих деяний. Его чувство к капитанской дочке — страсть, выявившая в нем все наихудшие свойства и черты: неблагородство, подлость натуры, озлобленность.

Место второстепенных персонажей в системе образов

Анализ произведения показывает, что в системе персонажей важную роль играют родные и близкие Гринева и Маши. Это Андрей Петрович Гринев — отец главного героя. Представитель старинного дворянства, человек высоких нравственных принципов. Именно он отправляет сына в армию, чтобы тот «понюхал пороху». Рядом с ним по жизни идет его жена и мать Петра — Авдотья Васильевна. Она является воплощением доброты и материнской любви. К семье Гриневых с полным правом можно отнести крепостного человека Савельича (Архипа Савельева). Он заботливый дядька, воспитатель Петра, который самоотверженно сопровождает воспитанника во всех его приключениях. Особую храбрость проявил Савельич в сцене казни защитников Белогор-ской крепости. В образе Савельича нашло отражение типичное изображение того воспитания, которое давалось в то время сыновьям помещиков, живших в своих деревнях.
Капитан Иван Кузьмич Миронов — комендант Белогорской крепости — человек честный и добрый. Он храбро сражается с бунтовщиками, защищая крепость, а вместе с ней и свою семью. Солдатский долг капитан Миронов выполнил с честью, отдав жизнь за отечество. Участь капитана разделила и его жена Василиса Егоровна, хлебосольная и властолюбивая, сердечная и мужественная.
Некоторые персонажи романа имеют исторические прототипы. Это в первую очередь Пугачев и Екатерина II. Затем сподвижники Пугачева: капрал Белобородое, Афанасий Соколов (Хлопуша).

Сюжет и композиция

В основе сюжета «Капитанской дочки» находится судьба молодого офицера Петра Гринева, который сумел в тяжелых исторических обстоятельствах остаться добрым и человечным. Любовная история взаимоотношений Гринева и Маши Мироновой, дочки коменданта Белогорской крепости, происходит во время Пугачевского восстания (1773-1774 гг.). Пугачев является связующим звеном всех сюжетных линий романа.
В «Капитанской дочке» четырнадцать глав. Всему роману и каждой главе предшествует эпиграф, всего их в романе семнадцать. В эпиграфах акцентируется внимание читателя на наиболее важных эпизодах, определяется авторская позиция. Эпиграф ко всему роману: «Береги честь смолоду» — определяет главную нравственную проблему всего произведения — проблему чести и достоинства. События излагаются в мемуарной форме от лица постаревшего Петра Гринева. В конце последней главы повествование ведется «издателем», за которым скрывается сам Пушкин. Заключительные слова «издателя» являются эпилогом «Капитанской дочки».
Первые две главы представляют собой экспозицию повести и знакомят читателей с основными героями — носителями идеалов дворянского и крестьянского миров. Пронизанный иронией рассказ о семье и воспитании Гринева погружает нас в мир старого поместного дворянства. Описание быта Гриневых воскрешает атмосферу той дворянской культуры, которая порождала культ долга, чести и человечности. Петрушу воспитывали глубокие связи с родовыми корнями, почитание семейных традиций. Этой же атмосферой пронизано описание жизни семейства Мироновых в Белогорской крепости в трех первых главах основной части повествования: «Крепость», «Поединок», «Любовь».
Семь глав основной части, повествующие о жизни в Белогорской крепости, имеют важное значение для развития любовной линии сюжета. Завязкой этой линии является знакомство Петруши с Машей Мироновой, в столкновении из-за нее Гринева со Швабриным развивается действие, а объяснение в любви между раненым Гриневым и Машей является кульминацией развития их отношений. Однако роман героев заходит в тупик после письма Гринева-отца, отказывающего сыну в согласии на брак. О событиях, подготовивших выход из любовного тупика, повествуется в главе «Пугачевщина».
В сюжетном построении романа явно обозначены как любовная линия, так и исторические события, тесно переплетающиеся между собой. Выбранная сюжетно-композиционная структура произведения позволяет Пушкину наиболее полно раскрыть личность Пугачева, осмыслить народное восстание, на примере Гринева и Маши обратиться к основным нравственным ценностям русского национального характера.

Художественное своеобразие произведения

Одним из общих принципов русской прозы до Пушкина было сближение ее с поэзией. Пушкин отказался от такого сближения. Проза Пушкина отличается лаконичностью и сюжетно-композиционной четкостью. В последние годы поэта волновал определенный ряд проблем: роль личности в истории, взаимоотношения дворянства и народа, проблема старого и нового дворянства. Предшествовавшая Пушкину литература создавала определенный, часто однолинейный тип героя, в котором доминировала какая-нибудь одна страсть. Пушкин отвергает такого героя и создает своего. Пушкинский герой прежде всего — живой человек со всеми его страстями, мало того, Пушкин демонстративно отказывается от романтического героя. Он вводит в художественный мир среднего человека как главного героя, что позволяет выявить особые, типические черты той или иной эпохи, обстановки. В то же время Пушкин намеренно затормаживает развитие сюжета, используя усложненную композицию, образ повествователя, другие художественные приемы.

Так, в «Капитанской дочке» появляется «издатель», который от лица автора высказывает свое отношение к происходящему. Авторская позиция обозначается посредством различных приемов: параллелизм в развитии сюжетных линий, композиция, система образов, название глав, подбор эпиграфов и вставных элементов, зеркальное сопоставление эпизодов, словесный портрет героев романа.
Важным для Пушкина был вопрос о слоге и языке прозаического произведения. В заметке «О причинах, замедливших ход нашей словесности» он писал: «Проза наша так мало еще обработана, что даже в простой переписке мы принуждены создавать обороты слов для изъяснения понятий самых обыкновенных...» Таким образом, перед Пушкиным стояла задача создания нового языка прозы. Отличительные свойства такого языка сам Пушкин определил в заметке «О прозе»: «Точность и краткость — вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей — без них блестящие выражения ни к чему не служат». Такой стала проза самого Пушкина. Простые двусоставные предложения, без сложных синтаксических образований, ничтожно малое количество метафор и точные эпитеты — таков стиль пушкинской прозы. Вот отрывок из «Капитанской дочки», типичнейший для пушкинской прозы: «Пугачев уехал. Я долго смотрел на белую степь, по которой неслась его тройка. Народ разошелся. Швабрин скрылся. Я воротился в дом священника. Все было готово к нашему отъезду; я не хотел более медлить». Проза Пушкина была принята современниками без особого интереса, зато в дальнейшем развитии из нее выросли Гоголь и Достоевский, Тургенев.
Крестьянский уклад жизни в романе овеян особой поэзией: песни, сказки, легенды пронизывают всю атмосферу повествования о народе. В тексте звучит бурлацкая песня и народная калмыцкая сказка, в которой Пугачев объясняет Гриневу свою жизненную философию.
Важное место в романе занимают пословицы, в которых отразилось своеобразие народной мысли. Исследователи неоднократно обращали внимание на роль пословиц и загадок в характеристике Пугачева. Но пословицами говорят и другие персонажи из народа. Савельич пишет в отписке барину: «...быль молодцу не укора: конь и о четырех ногах, да спотыкается».

Значение

«Капитанская дочка» — итоговое произведение Пушкина как в жанре художественной прозы, так и во всем творчестве. И действительно, в этом произведении сошлись воедино многие волнующие Пушкина на протяжении долгих лет темы, проблемы, идеи; средства и способы художественного воплощения их; основные принципы творческого метода; авторская оценка и мировоззренческая позиция по ключевым понятиям бытия человека и мира.
Являясь историческим романом, включая реальный конкретный исторический материал (события, исторические лица), «Капитанская дочка » содержит в себе в концентрированном виде постановку и решение социально-исторических, психологических, нравственно-религиозных вопросов. Роман был неоднозначно встречен современниками Пушкина и сыграл решающую роль в дальнейшем развитии русской литературной прозы.
Один из первых отзывов, написанных после публикации «Капитанской дочки», принадлежит В.Ф. Одоевскому и датируется приблизительно 26 декабря того же года. «Вы знаете все, что я об Вас думаю и к Вам чувствую, — пишет Одоевский Пушкину, — но вот критика не в художественном, но в читательском отношении: Пугачев слишком скоро после того как о нем в первый раз говорится, нападает на крепость; увеличение слухов не довольно растянуто — читатель не имеет времени побояться за жителей Белогорской крепости, когда она уже и взята». По-видимому, Одоевского поразила лаконичность повествования, неожиданность и быстрота сюжетных поворотов, композиционная динамичность, не свойственные, как правило, историческим произведениям того времени. Одоевский высоко оценил образ Савельича, назвав его «самым трагическим лицом». Пугачев, с его точки зрения, «чудесен; он нарисован мастерски. Швабрин набросан прекрасно, но только набросан; для зубов читателя трудно пережевать его переход из гвардии офицера в сообщники Пугачева. <...> Швабрин слишком умен и тонок, чтобы поверить в возможность успеха Пугачева, и недовольно страстен, чтобы из любви к Маше решиться на такое дело. Маша так долго в его власти, а он не пользуется этими минутами. Покаместь Швабрин для меня имеет много нравственно-чудесного; может быть, как прочту в третий раз, лучше пойму». Сохранились сочувственные положительные характеристики «Капитанской дочки», принадлежащие В.К. Кюхельбекеру, П.А. Катенину, П.А. Вяземскому, А.И. Тургеневу.
«...Весь этот рассказ «Капитанская дочка» чудо искусства. Не подпишись под ним Пушкин, и действительно можно подумать, что это в самом деле написал какой-то старинный человек, бывший очевидцем и героем описанных событий, до того рассказ наивен и безыскусствен, так, что в этом чуде искусства как бы исчезло искусство, утратилось, дошло до естества...» — писал Ф.М. Достоевский.
«Что же такое «Капитанская дочка»? Всем известно, что это одно из драгоценнейших достояний нашей литературы. По простоте и чистоте своей поэзии это произведение одинаково доступно, одинаково привлекательно для взрослых и детей. На «Капитанской дочке» (так же, как на «Семейной хронике» С. Аксакова) русские дети воспитывают свой ум и свое чувство, так как учителя, без всяких посторонних указаний, находят, что нет в нашей литературе книги более понятной и занимательной и вместе с тем столь серьезной по содержанию и высокой по творчеству», — высказал свое мнение Н.Н. Страхов.
К отзывам литературных соратников Пушкина примыкает и позднейший отклик писателя В.А. Соллогуба: «Есть произведение Пушкина, мало оцененное, мало замеченное, а в котором, однако, он выразил все свое знание, все свои художественные убеждения. Это история Пугачевского бунта. В руках Пушкина, с одной стороны, были сухие документы, тема готовая. С другой стороны, его воображению не могли не улыбаться картины удалой разбойничьей жизни, русского прежнего быта, волжского раздолья, степной природы. Тут поэту дидактическому и лирическому был неисчерпаемый источник для описаний, для порывов. Но Пушкин превозмог самого себя. Он не дозволил себе отступить от связи исторических событий, не проронил лишнего слова, — спокойно распределил в должной соразмерности все части своего рассказа, утвердил свой слог достоинством, спокойствием и лаконизмом истории и передал просто, но гармоническим языком исторический эпизод. В этом произведении нельзя не видеть, как художник мог управлять своим талантом, но нельзя же было и поэту удержать избыток своих личных ощущений, и они вылились в Капитанской дочке, они придали ей цвет, верность, прелесть, законченность, до которой Пушкин никогда еще не возвышался в цельности своих произведений».

Это интересно

Проблемы, поставленные Пушкиным в «Капитанской дочке», остались не разрешенными до конца. Именно это притягивает к роману не одно поколение художников и музыкантов. По мотивам произведения Пушкина была написана картина В.Г. Перова «Пугачевщина» (1879). Широкую известность приобрели иллюстрации «Капитанской дочки» М.В. Нестерова («Осада», «Пугачев, освобождающий Машу от притязаний Швабрина» и др.) и акварели СВ. Иванова. В 1904 г. «Капитанскую дочку» иллюстрировал АН. Бе-нуа. Сцены суда Пугачева в Белогорской крепости интерпретировались разными художниками, среди которых известные имена: АН.Бенуа (1920), А.Ф.Пахомов (1944), М.С.Родионов (1949), СВ.Герасимов (1951), ПЛ.Бунин, ААПластов, С.В.Иванов (19б0-е гг.). В 1938 г. над иллюстрациями к роману работал Н.В. Фаворский. В серии из 36 акварелей к «Капитанской дочке» СВ. Герасимова образ Пугачева дан в развитии. Загадочная фигура на постоялом дворе, многофигурный разворот, суд в Белогорской крепости — центр художественного решения произведения АС. Пушкина и серии акварелей. Одним из современных иллюстраторов романа Пушкина является ДА Шмаринов (1979).
К творчеству поэта обращались более 1000 композиторов; около 500 пушкинских сочинений (поэзия, проза, драмы) легли в основу более 3000 музыкальных произведений. Повесть «Капитанская дочка» послужила созданию опер ЦА Кюи и СА Каца, В.И. Ребикова, оперных замыслов М.П. Мусоргского и П.И.Чайковского, балета Н.Н. Черепнина, музыки к кинофильмам и театральным спектаклям Г.Н. Дудкевича, В А Дехтерева, В.Н. Крюкова, С.С. Прокофьева, Т.Н. Хренникова.
(По книге «Пушкин в музыке» — М., 1974)

Благой ДД Мастерство Пушкина. М., 1955.
Лотман ЮМ. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1998.
Лотман ЮМ. Пушкин. СПб., 1995.
Оксман Ю.Г. Пушкин в работе над романом «Капитанская дочка». М., 1984.
Цветаева ММ. Проза. М., 1989.

“Капитанская дочка”- исторический роман, написанный в форме мемуаров, в котором рассказывается о крестьянском восстании, предводителем которого был беглый казак Емельян Пугачев, выдававший себя за чудом спасшегося Петра III. Роман занимает особое место в творчестве А. С. Пушкина. Дело в том, что эта тема долгое время считалась запретной, и историки практически не занимались ею. Пушкин проявил огромный интерес к теме крестьянского восстания, но вначале он столкнулся практически с полным отсутствием материалов. Тогда он сам едет в Оренбургскую область, расспрашивает еще оставшихся в живых участников, долгое время проводит в архивах. Фактически Пушкин стал первым историком, объективно отразившим события этой суровой эпохи.

Проблема чести и долга Основная проблема повести - проблема чести и долга, о чем говорит и эпиграф к произведению - русская народная пословица: “Береги честь смолоду”. Все герои по-разному проявляют эти качества. Так, Петр Гринев, несмотря ни на что, не нарушает присяги, данной императрице, защищает и покровительствует Марье Ивановне Мироновой, впоследствии ставшей его женой. Швабрин, наоборот, при первой же возможности переходит на сторону Пугачева, не разделяя взгляды его и не желая вникать в проблемы народа, в причины, побудившие его идти на восстание. Крепостной слуга Савельич полностью предан своему молодому барину и помнит наказ старика Гринева следить за сыном, не спуская глаз. Капитан Миронов, отец Марьи, комендант Белогорской крепости, до последнего сражается с Пугачевым и честно выполняет свой долг.

Петр Гринев не получает в детстве хорошего образования, живет “недорослем, гоняя голубей ”. Однако в повести он предстает как честный и благородный человек. К передовым и лучшим людям Гринев относится именно по своим моральным качествам, а не по образованности. Он, несмотря на все трудности и ошибки, выполняет завет своего отца: бережет честь смолоду. Хотя Петр Гринев не раз оказывается в руках Пугачева и принимает его милость, он ни разу не нарушает военной присяги, даже когда это может угрожать его жизни, герой никогда не изменяет себе и людям, которые от него зависят. Он остается на службе даже тогда, когда освобождает Марью Ивановну из плена и может ехать домой, чтобы увидеть родителей. И если Гринев-отец говорит о чести, в первую очередь, как о чести дворянина и офицера, то Гринев-сын умеет расширить понятие чести до его общечеловеческого и гражданского значения.

Швабрин Полным противопоставлением Гриневу в произведении является Швабрин, светски блестящий, но поверхностно образованный офицер, сосланный в Белогорскую крепость за “смертоубийство”, где он не видит, кроме Гринева, ни одного “человеческого лица”. В крепости его никто не любит. Маша Миронова, за которую он сватается, отказывает ему. Он пытается отомстить ей, рассказывая Гриневу небылицы про девушку. Как только в его судьбе появляется Пугачев, он, переходит на сторону бунтовщиков. Он глубоко презирает народ, боится и ненавидит Пугачева. Швабрин до последнего остается верен себе, заставляя Марью Ивановну выйти за него замуж. Когда же его разоблачают, он делает все, чтобы помешать счастью Петра Андреевича и бедной девушки, а впоследствии, “раскаявшись” перед государством, предает Гринева, давая против него ложные показания в суде.

Дядька Савельич , крепостной Гриневых, приставленный следить за “барским дитятей”. Для него ухаживать и везде следовать за молодым барином - долг и обязанность. Он, что бы ни случилось, везде сопровождает своего барина, оберегая его от всяких напастей. Узнав о том, что Гринев проиграл Зурину сто рублей, он искренне волнуется о том, что старик Гринев может осудить его за невнимательное отношение к сыну. Он считает своей обязанностью следить за Петром. Савельич сердится на него за то, что тот отдает заячий тулуп бродяге-вожатому, даже не посчитавшись с мнением дядьки. Что бы он ни делал, постоянно чувствуется его искренняя преданность своему барину.

Иван Кузьмич Миронов , отец Марьи Ивановны, погибает от рук Пугачева, при этом также проявляет высокое понимание чести и долга. Он до последней минуты остается верен данной им присяге и даже на вопрос, ответ на который решает его судьбу, он, “изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал твердым голосом: “Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь, ты!”

Итак, проблема чести и долга является центральной в исторической повести “Капитанская дочка”. Каждый из героев поступает в соответствии со своим пониманием этих высоких качеств.

Маша также оказывается достойной уважения, Швабрин заставляет ее выбрать: либо она выйдет за него замуж, либо он отдаст ее разбойникам (которые, скорее всего, ее убьют). Нужно отметить, что она предпочитает смерть; это уже позже ее спасают от этой участи.

Проблема милости Слово «милость» появляется уже во втором абзаце: «Матушка была еще мною брюхата, как уже я был записан в Семеновский полк сержантом, по милости майора гвардии князя Б. Милость князя оборачивается для Гринева необходимостью подчинения чужому решению - его отправляют в глушь. Следующий случай оказания милости, благодеяния - эпизод с тулупом. В ответ вожатый-Пугачев обещает: «Век не забуду ваших милостей». Здесь «милость» является платой за услугу и подготавливает возможность новой, встречной «милости». В благодарность за услугу Гринева Пугачев сохраняет ему жизнь («„Батюшка наш тебя милует", - говорили мне».) и затем отпускает его - «миловать так миловать». Сюжет о получении Гриневым письма от невесты. Его с риском для жизни передал урядник, воевавший на стороне Пугачева. Услугу, которую урядник оказал Гриневу, можно было бы назвать неоценимой, если бы не одно обстоятельство - уезжая из Белогорской крепости, Гринев отказался в пользу урядника от пожалованной ему Пугачевым полтины. Как и в случае с тулупом оказался спасительным акт дарения, создавший ситуацию неоплаченного долга. Итак:

· Гринев и Пугачев оказывают друг другу взаимные услуги во время путешествия в Оренбург

· Пугачев воспроизводит услугу Гринева

· Гринев вновь оказывает услугу того же типа по отношению к подчиненному Пугачева

· тот оказывает услугу Гриневу

«Повести Белкина» (осень 1830, Болдино.).
В «Повестях Белкина» Пушкин расширил круг своих наблюдений. В «Гробовщике» он обрисовал нравы городского мещанства, в «Станционном смотрителе» впервые показал в лице Самсона Вырина униженного человека, мелкого чиновника, жалкая судьба которого вызывает жалость читателя.
О «Повестях Белкина» можно сказать, как и обо всей пушкинской поэзии в целом, что они пробуждали в народе «чувства добрые» и содействовали этим общественному прогрессу.
Замечательно также в «Повестях Белкина» мастерство рассказа – экономного, быстрого, не задерживающегося на подробностях. Занимательность сюжета, тайны, которые раскрываются только к концу, неожиданные, но глубоко оправданные развязки – все это непрерывно поддерживает интерес читателей и делает повести в высшей степени увлекательными. Так, богатство социального содержания сочетается в пушкинских повестях с изяществом и стройностью формы.
В первых двух повестях – «Выстреле» и особенно в «Метели» – изображаются романтические увлечения, свойственные дворянской молодежи. Главной темой «Выстрела» является вопрос о дуэли, которая была в начале 20-ых XІX века широко распространенной среди дворянства модой. Участие в дуэлях считалось каким-то геройством, составляло стиль романтического поведения. Все это и отразилось в «Выстреле», который основан на наблюдениях Пушкина в период его пребывания в ссылке в Кишиневе в начале 20-ых годов.
Марья Гавриловна, героиня повести «Метель», вся во власти «романтических» настроений, заимствованных из французских романов, на которых она воспитана. «Романтическое воображение» и толкнуло ее согласиться на бегство из родительского дома и на тайный брак с бедным армейским прапорщиком, за которого богатые родители не хотят выдавать ее замуж. Это такая же «уездная барышня с французскою книжкою в руках», как Татьяна в первых главах романа «Евгений Онегин», но только без глубины и серьезности Татьяны, без ее самостоятельности, решительности, нравственной силы и той «русской души», которая составляет главную прелесть Татьяны.
Чувства Марьи Гавриловны довольно поверхностны. Неизвестно, насколько была серьезна ее любовь к Владимиру и не было ли это следствием увлечения французскими романами, на что есть иронический намек в повести: «Марья Гавриловна была воспитана на французских романах и, следственно, была влюблена».
Но есть одно, что вносит серьезную ноту в ироническую картину провинциального помещичьего быта: это война 1812-1814 годов, которая входит в действие повести. Здесь описывается общий патриотический восторг, охвативший всех русских людей, когда войска со славою возвращались из-за границы: «Время незабвенное! Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове Отечество! Как сладки были слезы свидания!»
В повести «Гробовщик» мы вступаем из военного и помещичьего мира в среду мелких московских ремесленников и торговцев.
В этом маленьком мирке интересуются только барышами. Гробовщик Адриан ждет не дождется смерти купчихи Трюхиной на Разгуляе и беспокоится, что другие гробовщики, воспользовавшись его переселением с Басманной на Никитскую улицу, перехватят у него богатые похороны. К покойникам Адриан относится, как к заказчикам, потребителям его изделий. Его не интересует, какие это были люди при жизни. И даже во сне, когда они являются поздравить его с новосельем, герой различает их только с точки зрения прибыли или убытка от похорон.
Главная черта пушкинской прозы вообще и «Повестей Белкина» в частности – это сжатость и простота изложения, из которого не выкинешь ни единого слова, потому что каждое слово на месте и необходимо. Пушкин избегает всяких ненужных украшений. Всякая мелочь у него характерна – ведет к чему-то, связана со всем прочим. Так, например, простреленные стены в «бедной мазанке», где живет Сильвио, говорят о суровости его нрава, о его времяпрепровождении, о тайной цели, к которой он стремится: «Стены его комнаты были все источены пулями, все в скважинах, как соты пчелиные». И затем при описании отъезда Сильвио, когда наступает момент осуществления того, к чему он готовился целые годы: «Всё его добро было уже уложено; оставались одни голые, простреленные стены».
Пушкин никогда не вдается в подробные объяснения поступков своих героев, но он всегда угадывает своим гениальным художественным чутьем, как должен поступить такой-то человек в силу своих индивидуальных качеств, социальных навыков и других причин. И угадывает безошибочно, так что мы без всяких объяснений, сразу чувствуем живую правду, видим живых людей со всеми их противоречиями.
«Повести Белкина» были поворотным пунктом в истории русской художественной прозы. За ними последовали другие прозаические произведения Пушкина: «Дубровский», «Пиковая дама», «Капитанская дочка», в которых еще правдивее, еще шире и глубже отражалась русская жизнь.
Как в поэзии, так и в прозе Пушкин явился новатором. От него идет все дальнейшее развитие русской художественной прозы, достигшей в XІX веке небывалого идейного и художественного расцвета.

Литература, 8 класс

Тест по роману А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

1. Укажите годы жизни А.С. Пушкина
а) 1801-1825 б) 1799-1838

в) 1799-1837 г) 1789-1837

2. Укажите жанр произведения «Капитанская дочка»
а) роман б) историческая хроника в) повесть

3. Какова основная проблематика романа «Капитанская дочка»?

а) проблема любви б) проблема чести, долга, милосердия

в) проблема роли народа в развитии общества г) проблема дружбы

4. Повествование в произведении ведётся от лица:
а) автора б) Гринёва в) нескольких персонажей

5. Укажите, какая пословица служит эпиграфом к «Капитанской дочке»
а) «Назвался груздем, полезай в кузов» б) «Неча на зеркало пенять, коли рожа крива
в) «Береги честь смолоду» г) «Береги честь смолоду, а платье снову»

6. Какие реальные исторические лица действуют в произведении «Капитанская дочка»?
а) Николай I и Емельян Пугачёв б) Степан Разин и Александр I
в) Екатерина II и Степан Разин г) Екатерина II и Емельян Пугачёв

7. Петр Гринёв был записан на военную службу
а) по достижении совершеннолетия б) сразу после рождения в) до рождения

8. Оренбургский генерал Андрей Карлович не знал значения русского выражения:
а) «Береги честь смолоду» б) «Держать в ежовых рукавицах»
в) «Работать спустя рукава» г) «От тюрьмы да от сумы не зарекайся»

9. Швабрин был переведён из гвардии в Белгородскую крепость за
а) дуэль б) мошенничество в) воровство г) пьянство

10. Укажите причину дуэли Гринева и Швабрина:
а) карточный долг б) оскорбление, нанесённое Маше Мироновой
в) нечестная игра в бильярд г) стихи, написанные Петром Гринёвым

11. Сообщение об участии Гринёва в дуэли его родители получили от
а) Савельича б) Швабрина в) Маши Мироновой г) капитана Миронова

12. Куда уехала Маша Миронова перед штурмом Белгородской крепости?
а) осталась в крепости б) в Москву в) в Петербург г) в Оренбург

13. От пугачёвцев Машу Миронову прятала
а) её мать б) попадья в) служанка

14. Укажите название любимой песни Пугачёва:
а) «Не шуми, мати зелёная дубровушка…»
б) «Дубинушка»
в) «Вниз по матушке по Волге…»
г) «Капитанская дочь, не ходи гулять в полночь…»

15. Образы Гринёва и Швабрина вводятся в повествование по принципу:
а) противопоставления

б) сопоставления

в) взаимодополнения

16. С какой целью в роман вводится сон Петруши?

а) характеризует Гринёва б) предваряет развитие отношений двух персонажей

в) характеризует Пугачёва г) подчёркивает кровожадность Пугачёва

17.Узнайте героя по описанию.

«Волоса были обстрижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары».

а) Емельян Пугачёв б) Савельич

в) Алексей Швабрин г) Зурин

18. Узнай героя по описанию.

«…молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым».

а) Зурин б) Алексей Швабрин

в) Емельян Пугачёв г) капитан Миронов

19. Узнай героиню по описанию.

«…девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачёсанными за уши, которые у ней так и горели».

а) Василиса Егоровна Миронова б) Маша Миронова

в) Палашка г) Екатерина II

20. Как называется приём, используемый в приведённом ниже отрывке?

«Дорога шла по крутому берегу Яика. Река ещё не замерзала, и её свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом. За ними простирались киргизские степи».

а) интерьер б) пейзаж в) ремарка г) портрет

21. О ком была сказка Емельяна Пугачёва, рассказанная Гриневу?

а) о Вороне и Лисице б) о Соколе и Змее

в) о Вороне и Орле г) о Буревестнике и Чайке

22. С какой целью Пугачёв рассказал калмыцкую сказку Гринёву?

а) Хотел сравнить себя с Вороном, который живет долго.
б) Хотел сравнить Гринёва и его единомышленников с Вороном.

в) Пугачев знал много подобных сказок и рассказывал их всем, потому что любил, когда его слушали.

г) Пугачёв выразил свою жизненную позицию, которая заключается в том, что лучше прожить короткую, но свободную жизнь, чем просто существовать в неволе.

23. Почему произведение, посвящённое в большей степени Гринёву, названо «Капитанская дочка»? Укажите неверное утверждение.

а) Маша – человек сильной воли. На её долю выпали тяжкие испытания, и она их с честью выдержала.

б) Капитанская дочка Маша Миронова является носительницей лучших черт русского национального характера.

в) Маша – дочь капитана Миронова, русского офицера, патриота, не перебежавшего на сторону самозванца, оставшегося верным Родине, престолу. Миронов воспитал дочь благородную, честную.
г) Маша – самый важный герой в произведении

24. Кому принадлежит высказывание «Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный...» ?

в) Петруше Гринёву д) Савельичу

Посвящённый событиям Крестьянской войны 1773—1775 годов под предводительством Емельяна Пугачёва . Впервые был опубликован в 1836 году в журнале «Современник» без подписи автора. При этом глава о крестьянском бунте в деревне Гринёва осталась неопубликованной, что объяснялось цензурными соображениями.

Проблемы и персонажи.

К нравственным проблемам романа можно отнести проблему жестокости и милосердия, проблему чести и долга и другие проблемы. Для изучения проблемы жестокости и милосердия особенно важны образы Пугачева и его сподвижников - Хлопуши и Белобородова, а также образ императрицы Екатерины II.

Проблема чести и долга раскрывается главным образом через противопоставление таких персонажей, как Гринев и Швабрин. Важна здесь также фигура отца Гринева. Кроме того, разные грани этой проблемы осмысляются при изображении капитана Миронова, Василисы Егоровны, Маши Мироновой, Ивана Зурина, других персонажей.

Изображая Екатерину II, Пушкин утверждает идеалы милосердия. Не случайно прощение императрицей Гринева рассматривалось как скрытое обращение писателя к Николаю I с просьбой помиловать друзей-декабристов. Таким образом, в романе и жестокий разбойник, и властная императрица оказываются способны к милосердию. Кроме того, в образах Гринева и Маши писатель стремился запечатлеть идеал самоотверженной любви и служения ближнему: сначала Гринев выручает Машу из беды, потом Маша спасает своего жениха от царского гнева.

Нравственный потенциал и его раскрытие в жизни Гринева.

Жизнеописание Гринева является основой хроникального сюжета романа. Формирование личности молодого дворянина - это непрерывная цепь испытаний его чести и человеческой порядочности. Уехав из дома, он то и дело попадает в ситуации нравственного выбора. Сначала они ничем не отличаются от тех, что бывают в жизни каждого человека.

Он абсолютно не готов к жизни и должен полагаться только на нравственное чувство. Мемуарист иронически смотрит на свое детство и семейное воспитание, представляя себя недалеким Митрофанушкой, самонадеянным дворянским недорослем.Самоирония - это взгляд опытного человека, который понял, что семья не смогла дать ему главного: знания жизни и людей. Наставлением сурового отца, полученным перед отъездом, и ограничился его жизненный опыт.

Нравственный потенциал героя раскрылся во время бунта. Уже в день взятия Белогорской крепости ему несколько раз пришлось выбирать между честью и бесчестием, а фактически между жизнью и смертью.

Но самое главное нравственное испытание оказалось впереди. В Оренбурге, получив письмо Маши, Гринев должен был сделать решающий выбор: солдатский долг требовал подчиниться решению генерала, остаться в осажденном городе - долг чести требовал откликнуться на отчаянный призыв Маши: «вы один у меня покровитель; заступитесь за меня бедную». Гринев-человек победил Гринева-солдата,присягнувшего императрице, - он решился уехать из Оренбурга, а затем воспользоваться помощью Пугачева.

Честь Гринев понимает как человеческое достоинство, сплав совести и внутреннего убеждения человека в своей правоте. Такое же «человеческое измерение» чести и долга мы видим у его отца, который, узнав о мнимой измене сына, говорит о пращуре, умершем за то, что «почитал святынею своей совести». Стремлением не запятнать честь Маши был продиктован отказ Гринева назвать ее во время следствия (сама «мысль впутать имя ее между гнусными изветами злодеев» показалась ему «ужасной»). Из всех испытаний Гринев вышел с честью, сохранив в себе достоинство человека.

Честь стала в романе Пушкина мерой человечности и порядочности всех героев. Отношение к чести и долгу развело Гринева и Швабрина. Искренность, открытость и честность Гринева привлекли к нему Пугачева («моя искренность поразила Пугачева», - замечает мемуарист).

Лекционные материалы (частично - повторение билета 21)

Самый главный человек, в чьей судьбе сосредоточена суть проблематики времени — не Екатерина II, а Пугачев. Судьба России — в этой фигуре. Пушкин включает в произведение историю заячьего тулупа. До лета 32 года он не мог найти деталь, которая соединила бы судьбы Пугачева и дворянина. В Казани узнал историю попа, кот давал Пугачеву милостыню, а когда он стал Петром 3, то приблизил его к себе. Пушкина заинтересовала важная деталь — благодарность. К заячьему тулупу ведет аккуратно и тщательно. Гринев проиграл в Симбирске приличные деньги, Гринев заставил слугу заплатить, след момент — Гринев нравственный мальчик и переживает. Видя Савельича страдающим, Гринев дает ему обещание не тратить копейки без его разрешения. Если бы Гринев заплатил, они были бы квиты, но Савельич не дает, тогда дает тулуп, и Савельич застонал.

Пугачев увидел благодарность, оказанное добро, всякое такое событие первое в жизни, это первое добро, которое ему оказано — заячий тулуп, и он не может это забыть. Пушкин являет добро в жизни Пугачева. Оказывается, Пушкин связывает Пугачева и Гринева этим событием, его значением.

И Пугачев помогает Гриневу раз за разом. Пугачев три раза обращается к Гриневу во время пирушки: 1 — думал ли ты, что человек, которого ты спас был самый государь. Пугачев совмещает прошлое и настоящие. Тулуп был подарен ему как государю. Гринев ему нужен потому, что он не может отказаться от того, что было в его душе, ему нужно было, чтобы Гринев согласился, что сделал подарок не бродяге, а государю. Не получается. 2 — предлагает Гриневу преступный сговор - служить при нем, при котором добро не будет иметь значения, 2 преступника договорятся — Гринев говорит нет. 3 — тогда не служи против меня. 3 попытки для того, чтобы найти способ не отказаться от этого добра, сделанного Пугачевым, чтобы примирить Петра 3 с Пугачевым. Самое интересное в этой ситуации то, что с ним не может произойти душевная метаморфоза, если мы принимаем чье-то имя, судьбу, Пугачеву надо стать Петром 3, а этот мальчик ему не дает. 3-е-кратное отречение Петра, упоминает имя Петра 3 раза, героический миф — мифологема литературная. В ГНВ — в Тамани то же самое. Когда Пугачев Гринева отпускает, дарит коня и овчинный тулуп, ещё слуга говорит, что государь пожаловал тебе полтину, но по дороге растерял. Пугачев платит и платит, но расплатиться не может. Полтина на водку не доходит до Гринева. Именно заплатить можно, но заплатить за благодарность нельзя. Все это происходит в душе Пугачева — результат 2-й встречи — не смог стать Петром 3. Не произошло мистическая метаморфоза.

При третьей встрече Пугачев должен выбрать сторону — капрал Белобородов и Лапуш - ситуация выбора. В выборе между человечностью и расчетом Пугачев - за первое, за Гринева. Он выдержал испытание — не расправился с Гриневым, сделал правильный выбор — освободил Машу. И это - душевная история Пугачева. На казни Пугачев узнал Гринева в толпе и кивнул головой — странная ситуация, если рассматривать это как приветствие. Этот жест означает что-то другое. Что? В какой-то момент нашей жизни мы являемся перед богом. Через минуту голова была отрублена —и этот кивок значит кивок благодарности за спасенную душу. Пугачев явится перед богом преступником и злодеем, но человеком, который не отрекся от себя именно благодаря Гриневу. Если бы он казнил Гринева, уничтожил то добро, которое ему сделали, когда он был Пугачевым, тогда он бы отрекся от себя. Гринев не дал ему это сделать.

Историзм Пушкина — нравственный историзм — сумел объединить историзм как таковой и нравственность в истории Маши. Соединение Маши и Дубровского — конец конфликта, а соединение Маши и Гринева — именно это объединяет нацию, и история выписана по типу народной сказки — влюбленные преодолевают препятствия, новое — философское основание истории. Они явл участниками конфликта по типу треугольника. Маша и Швабрин — литературные герои, с др стороны — образы выполняют символическую философскую роль. Маша выступает как воплощение нравственной высоты и чистоты, если ещё глубже её образ воплощение добра, она — символ добра . Швабрин не сказал ни одного честного слова, не совершил ни одного честного поступка — ложь, агрессия, зло, в нем ничего не бурлит. Швабрин в философском смысле символизирует зло . Всякое зло, происходящее с нами неизбежно обращается в добро, поэтому Пушкин рассуждает дальше — человек, несущий в себе эту идею, что необходимо этому человеку, если зло имеет временный статус — разыгрывается история Швабрина, Гринева, Маши.

ЭССЕ

Какие вечные проблемы поднимает А.С. Пушкин

в повести "Капитанская дочка"?

В основе повести "Капитанская дочка" А.С. Пушкина лежит крестьянское восстание под предводительством Е. Пугачева - одно из главных исторических событий XVIII века. Но, так как это художественное произведение, автор может использовать не только факты истории, он создает свой мир, своих героев, свою историю. И, конечно же, как и любой другой писатель, А.С. Пушкин вкладывает особый смысл в свое творение, воспроизводит в нем вечные проблемы.
В повести поднимается проблема чести и долга. На примере П. Гринева и А. Швабрина мы видим: молодые люди по-разному смотрят на эти ценности. Петр Гринев на протяжении всей повести доказывает нам, как важны честь, долг и достоинство. Он офицер, поэтому не может позволить себе запятнать свое имя, но в то же время молодой человек готов ослушаться приказа ради исполнения своего долга. Даже игральный долг П. Гринев считает обязательным, поэтому отдает большую часть своих денег, которые дали ему родители на службу. Швабрин же пренебрегает и своей честью, и долгом. Он готов на любой обман, месть и подхалимаж. Чувство долга ему не свойственно. Швабрин не может защитить вою Родину. Он руководствуется лишь собственной выгодой и местью. Эпиграфом к повести является пословица: "Береги платье снову, а честь смолоду". Таким образом, А.С. Пушкин с самого начала обращает внимание читателя на значимость чести. По моему мнению, долг и честь - это ценности, которые должны быть в приоритете у каждого человека, иначе подрываются принципы морали в обществе.
Другим вопросом в данном произведении является проблема верности. Её можно рассмотреть с нескольких сторон, на тех же героях: П. Гриневе и А. Швабрине. Пётр Гринев всегда был верен Маше Мироновой и, несмотря ни на что, самоотверженно бросился её спасать и был с ней до самого конца. Но и о верности своей Родине нельзя забывать. Пётр Гринев противостоял восставшим пугачевцам как и другие офицеры Белогорской крепости, но ради спасения своей возлюбленной ему пришлось прибегнуть к хитрости и пойти на переговоры с бунтовщиком. Из-за этого по наводке А. Швабрина старшие офицеры решили, что Гринев изменил Родине, был в сговоре с Пугачевым. На самом же деле все не так, он всеми силами пытался защитить то, что было ему дорого. А А. Швабрин легко смог предать свою Родину и, примкнув к Пугачеву, стал начальником Белогорской крепости. Он же и донёс на П. Гринева об измене, чтобы того арестовали. Швабрин не имеет в своей душе ни капли светлых чувств, лишь ложь движет им. Даже любовь он пытается заполучить. Насильно молодой человек хотел выдать Машу Миронов за себя замуж, не обращая внимания на желания девушки. Итак, верность - ещё одно ценное качество человека, которое может проявляться во всем, а А. Швабрин не верен ни себе, ни другим, ни любви, ни Родине.
Так же актуальна для повести проблема "отцов и детей". Петруша Гринев воспитывался строгим отцом. Переломным моментом в воспитании мальчика является его взросление. Отец, несмотря на все свои связи, благодаря которым мог обеспечить сыну место в Петербурге, отправляет Петрушу в Белогорскую крепость. А все это для того, чтобы юноша ощутил все тяготы настоящей службы, которые смогли бы из озорного мальчишки воспитать мужчину. Пётр Гринев не мог ослушаться отца, потому что очень уважал его и хотел доказать, что может добиться всего сам. Родители всегда переживали за сына и, желая ему только лучшего, запретили жениться на Маше Мироновой. Однако Пётр продолжает делать то, что решил. Он отправляет Машу вместе с Савельичем в родной дом с просьбой принять сироту. Родители не могут ему отказать. Но при всем этом девушке все равно приходится доказывать, что она достойна любви Петра. Таким образом, возникает противостояние в отношениях родителей и детей. Но семья - важная часть жизни любого человека, это люди, которые всегда помогут и поддержат. Маша Миронова, потеряв родителей, обретает новую семью.
И это далеко не все проблемы, которые А.С. Пушкин поднимает в повести "Капитанская дочка". Эти же вопросы затрагивают во многих произведениях другие русские классики. Я считаю, что данное произведение даже через столько лет остаётся актуальным, ведь раскрывает важные жизненные проблемы.

tattooe.ru - Журнал современной молодежи