Чума в венеции. Маски Венеции. Классические маски

Венецианские маски – одно из бесценных культурных явлений. В наши дни этот аксессуар используется редко, но раньше в Венеции маску можно было увидеть в любой день.

В изолированном, небольшом по территории городе слухи распространялись крайне быстро. Чтобы не подвергнуться всеобщему обсуждению, аристократы предпочитали прятать свои лица под вычурным украшением. Мотивы были разными, от не совсем законных до откровенно злонамеренных. Но главное преимущество заключалось в том, что в таком виде можно было без опасений прогуляться по борделям или игорным домам. Анонимность позволяла предаваться невинным забавам или порокам с одинаковой беспечностью, а наутро вновь выглядеть благочестивыми гражданами.

Анонимность масок, полных тайны карнавала, празднование гедонизма, которое стало проявлением разноцветных масок. С тех пор ремесло изготовления масок со временем изменилось, некоторые типичные театральные персонажи полностью исчезли, другие были заменены в популярном представлении, и некоторые из них остались в силе на протяжении многих лет, становясь в фаворитах тысяч туристов, которые посещают короля европейских карнавалов.

Арлекин. Он достаточно привлекательный и достаточно тонкий, чтобы высмеивать благородных классов, считающих его скромным и верным слугой. Их маскировка характеризуется наличием нескольких ярких цветов, является несовершенным составом ромбов и патчей, замаскированных, которые сопровождаются шапкой очков, которые висят, имитируя стиль средневековых шутов. Арлекин или Джокер обычно защищены от юмора и физической ловкости, чтобы противостоять трудностям жизни и любви.



Неудивительно, что при таком раскладе не только знатные люди, но и простые горожане полюбили носить маски: для многих они стали ежедневным аксессуаром.

Панталон воплощает богатых и жадных венецианских купцов, ростовщиков и амбициозных людей, которые невинно падают перед шутками умного арлекина. Их платье имеет турецкие характеристики, которые придают ему вид дворянства. Коломбина. Она любовница арлекинов, деликатная и чувственная. Традиционно женские герои итальянского театра обычно не маскировались, хотя мужчины отвечали за представление женских ролей на сцене. Со временем характер Коломбины сопровождался Леди, воплощением элегантности в маске, прекрасным головным убором из драгоценных камней и эффектной шляпой.

Скрывали лицо, в том числе, наемные убийцы, которым мода на анонимность пришлась как нельзя кстати.

А во времена эпидемии чумы доктора, идя к больному, надевали маску с длинным клювом, на кончик которой капали разные эфирные масла, надеясь таким образом защититься от чумы. К тому же образ дополнял длинный темный плащ и палка, которой они прикасались к больным. Руками никогда не трогали. В общем, выглядели такие доктора крайне ужасающе.

В настоящее время женщины сливают платья эпохи Возрождения с экстравагантностью современной итальянской леди в их масках. Пьеро - вечный любитель Колумбины, обреченный на страдания безответной любви. Его маска характеризуется белым с черной слезой, нарисованной на щеке. Это характер, который отпечатывает меланхолический тон на карнавале. Его маскировка торжественна и холодна, Арлекин соперничает с бледным лицом разбитого сердца.

Маска Баута Эта маска не приходит непосредственно из костюмов итальянской комедии, она является их производным и стала одной из самых популярных в парадах карнавала. Он обычно белый и покрывает все лицо, чтобы хранить секреты, идеально подходит для скрытия заговоров и запретных страстей.


Кстати, именно эпидемия чумы и стала причиной появления, а потом и широкого распространения масок. Поначалу, маски, как я уже говорила, носили доктора, а потом эту идею переняла аристократия, так и началась долгая история венецианских масок.

Он наиболее продается за его универсальность и дизайн. Врачи, ответственные за борьбу с контагиадами, должны были носить длинные черные одежды, перчатки и маску со стеклянными стеклами и длинным остроконечным носом, похожим на клюв птицы, в который помещали душистые ткани и травы, которые избегали заражения и пагубных запахов разлагающихся тел.

Невозможно прогуляться по Венеции и не встретить маски, которые являются главным сувениром города. Представьте теперь, какие возможности возникают, когда наши личности покрываются масками! Рассказывают несколько историй о князьях и царях, которые отправляют эскапады, защищающие их личность и социальный масштаб, простым использованием маски.

В восемнадцатом веке венецианские маски обрели такую большую популярность у народа, что люди начали ими злоупотреблять, и ношение данного аксессуара пришлось строго регламентировать. Таким образом, маски снова можно было увидеть на лицах горожан только в определенные праздники. Эта традиция была бережно донесена до наших дней.

Арлекин традиционно носил наряды пластырей и тряпок, которые развивались в алмазную форму лоскута, увиденную сегодня. Его маска черная с большим красным пятном на лбу, похожее на кипение. Главным аспектом Арлекина была его физическая ловкость. Несмотря на то, что в целом это была довольно глупо и жадно, его акробатика была тем, что ожидали зрители.

Арлекин часто интересовался любовью в лице Коломбины, и его страсть к нему была преодолена только его желанием пищей или страхом перед его хозяином. Его наряд состоял из большой белой блузки и зеленых брюк с манжетами и часто был оснащен батчатчиком или шлепанцем.



Неотъемлемой частью жизни города и сегодня остается – грандиозное ежегодное костюмированное шествие, история которого насчитывает уже 1000 лет.



На нем была зеленая полумаска, демонстрирующая вид алчности и сверхъестественной жадности. Он свободно классифицируется как один из Занни или слуги, хотя его часто изображали как члена среднего класса в качестве владельца бара. Он по сути является старшим, умным и очень мстительным братом Арлекино. Как типично для тех, кто вышел из нищеты, он часто более жесток к тем, кто находится ниже него на социальной лестнице.

Часто в сочетании с Занни, планы Бригеллы всегда были сорваны ее собственной неуместностью. Он Занни часто не слуга, но это не хорошо для кого-либо. Он является быстрым сподвижником, который может быть хозяином или наемником. Если он не является сотрудником, он часто их друг. Несмотря на то, что на сцене он был немного популярен, Барреттино нашел свою истинную известность в кукольном.



Магазин масок в Венеции

Толпы туристов стремятся попасть сюда и вживую увидеть впечатляющее событие. Ведь жители Венеции знают толк в масках! К грядущему карнавалу их кропотливо изготавливают неделями, даже месяцами. Как и прежде, делают, раскрашивают и расшивают маски исключительно вручную, превращая аксессуар в уникальное произведение искусства.
А из чего же делают венецианские маски? Вы не поверите, но основой являются обыкновенные кусочки бумаги, которые мастер склеивается между собой, то есть, всем известное «папье маше».

Другие названия: Пиноккио, Педролино. Он рассказал необычные рассказы о том, как он победил целую армию турок и несли бороду султана, но когда наступила настоящая опасность, он был первым, кто убежал. Он занимался любовью с невинной служанкой, и он злится на своего любовника Арлекина.

Другие имена: капитан Скарамуш, капитан Фракасс, капитан Хоррибиликрибифакс, Ральф Ройстер Дейстер и Бобадил. Обычно Коломбина была одета в оборванное и заплатанное платье, подходящее для наемного работника. Иногда под именем Арлечкина она носила разноцветные костюмы, похожие на ее аналог Арлекино.

Мастер закладывает в специальную форму листочки бумаги с клеем, разглаживает поверхность и оставляет засыхать. Потом он достает из формы получившуюся основу для маски, вырезает глаза, обрабатывает края.


основа для будущей маски

Венецианская маска может стоить баснословных денег! И это за бумажную конструкцию! Только вдумайтесь!

Она также была известна тем, что носила маску вокруг глаз и носила тамбурин, который она могла использовать, чтобы защитить себя от прорывов Панталеона. Он часто очень богат, обычно со «старыми» деньгами, хотя потребности в настройке могут иметь вещи иначе.

Он чрезвычайно напыщен и любит звук собственного голоса, извергая слова на латинском и греческом языках. Его обычно изображают как пожилого человека, который знает только абсурд. Он человек с ожирением, который наслаждается бутылкой и переедает. Иногда это черный цвет или тон кожи с красным носом. Его костюм обычно все или почти черный, иногда с белым воротничком. Он часто носит шляпу и много, на правой одежде. Если актер в роли не является, конечно, толстым, тогда он заполнен, чтобы он выглядел так.



Известные венецианские маски

Венецианские маски за свою длинную историю приобрели разные виды. Все они очень отличаются друг от друга, одинаковых масок Вы не встретите, в первую очередь потому, что все они делаются вручную, а идеально повторить декор сложно, да и зачем? Но, все-таки, можно выделить некие группы масок, каждая из которых индивидуальна.

Обычно он венский купец, немного глупый, любит еду и красивых женщин, болтливый, доверчивый, полный нравов, и цель всех шуток, некоторые из них очень неприличные, но прощены в конце. Он традиционно использует большой секс-поп, чтобы рекламировать свою мужественность, которую все вокруг него знают слишком.

Пьеро обычно изображают красивым, обаятельным и нежным, вплоть до того, что он обвиняет себя в ошибках, которые никогда не совершались, и из-за его доброго характера и доверия часто легко вводить в заблуждение. Замечательной особенностью поведения Пьеро является его невиновность. Часто его считают глупым, всегда обманывают и все еще шутя. Несмотря на свои подозрения о вещах, Пьеро всегда опирался на людей и верил в свою ложь.

Одним из самых распространенных аксессуаров данного типа является «Баута». Эта маска имеет зловещий вид за счет того что нижняя ее часть остроконечно вытянута вперед. Однако как раз благодаря этой особенности человеку в ней можно свободно есть и пить, а также разговаривать, не боясь быть узнанным – специфическая форма искажает звуки голоса.

Пьеро также называют сумасшедшим, человеком из реальности, в состоянии незнания о том, что происходит вокруг, кто-то, для которого ничего не имеет значения, просто подбадривает и играет все время. Пьеро носит белые одежды, которые иногда слишком большие для него. В голове он носит высокую остроконечную шляпу. Пьеро очень иногда изображается со слезами на лице, и он обычно не носит маски, у актера, как ожидается, будет широкий спектр выражений лица, и эта традиция использовалась, по крайней мере с самого начала его лица, для беловатый порошком или мукой.


Мастерская и магазин масок в Венеции

Баута была очень любима представителями всех сословий, ее охотно носили как на многочисленных карнавалах, так и в повседневной жизни. Известно, что такие венецианские маски часто выбирали принцы и короли для тайных прогулок по городу. Знаменитый Казанова также предпочитал одевать Бауту. С ней носили треугольную шляпу и длинный атласный плащ.

Пульчинелла стала фигурой в неаполитанских марионетках. Его главная особенность, из которой он приобрел свое название, - это очень длинный нос, напоминающий клюв. Его традиционный темперамент должен быть злым, жестоким и хитрым: основной способ защиты Пульчинелло - притворяться слишком глупым, чтобы знать, что происходит, а его вторичный способ - физически избить людей. Пульчинелло часто носит черную маску и длинное белое пальто и имеет свободные и грязные волосы.

Его имя происходит от Джованни, типичного для чиновников, чьи предки эмигрировали в поисках Венеции для работы в долинах вокруг Бергамо. Когда-то в городской среде Занни становится хитрым, хитрым, любопытным и дерзким. Баута славится Венецианским карнавалом, поскольку он является основным видом маски, используемой во время карнавала. Баута также использовалась во многих других случаях как устройство, чтобы скрыть личность и социальный статус перевозчика. Это позволит пользователю действовать более свободно в тех случаях, когда он или она хочет взаимодействовать с другими членами общества вне пределов повседневной самобытности и согласия.

Маска «Баута»

«Жоли» и «Шут» - женская и мужская вариации шутовской маски. Внешне они напоминают о средневековье, смешных колпаках и бубенчиках, хотя могут выглядеть даже более впечатляюще, чем другие разновидности масок. С таким своеобразным аксессуаром носили соответствующий яркий костюм, а иногда еще и «бабуле» – фальшивый шутовской скипетр.

Поэтому он был полезен для различных целей, некоторые незаконные или преступные, другие были личными, например, романтические встречи. Эта венецианская маска считалась идеальной маскировкой королей и князей, которые могут свободно передвигаться по городу, не будучи признанными, но были использованы и незнакомцами. Слава Бауты продолжалась вдоль Республики Серениссима, с правилами французского и австрийского, которые начали исчезать, считаясь реакционным символом.

Баута довольно призрачна и с веками мода должна была носить его с черным трикорно, зендейлом и длинным мысом. Другие названия: Зерглинг, Казанова. Леди, которая представляет много элегантных вариаций, соответствует дамам Чинкеченто, которые накрыли себя драгоценностями, дорогой одеждой и сложными прическами. В наши дни это, вероятно, самый популярный и красивый вид маски, используемой во время Венецианского карнавала.



«Дама» наглядно показывает, какими бывают маски на карнавале: сложными, снабженными множеством мелких деталей, сделанными из лучших материалов. Этот изящный аксессуар носили представительницы слабого пола. Маска дополнялась красивыми прическами и дорогими украшениями, и была одной из самых роскошных среди существовавших в то время. «Дама» обрела широкое распространение на праздничных шествиях, но для повседневных прогулок подходила мало.

Другие имена: Свобода, Ольга, Валери, Саломе, Фантазия, Регина. Гатто - маска традиционного карнавала Венеции. Кошки были настолько скудны в Венеции, что стали предметом одной из самых типичных масок. Легенда гласит, что человек, который не имел ничего, кроме своего старого кота, приехал в Венецию из Китая. Кошка освободила дворец от всех своих крыс, и люди стали богатыми. Когда он вернулся домой, его богатый сосед с завистью позелялся и побежал в Венецию в своем самом ценном шелке, думая, что если бы одна кошка сделала другого богатого человека, он был бы очень вознагражден за эти драгоценные предметы.



«Моретта» первоначально появилась во Франции, а затем перекочевала в Италию, где быстро обрела популярность. Эту овальную черную маску было принято носить в повседневной жизни, хотя более сложные варианты вполне подошли бы и для карнавала. Также ее одевали при посещении монастыря. Маска, как правило, дополнялась вуалью. Особенность «Моретты» в том, что она закрывает лишь часть лица, не скрывая всей красоты своей обладательницы.

Шут, или геи, как женский вариант, - это особый тип клоуна, который в основном ассоциируется со Средневековью. Из Италии Шестер переехал во всю Европу, оказав влияние на театр в Испании, Голландии, Германии, Австрии, Англии и особенно во Франции. Предполагается, что истоки Шутта были доисторическими в племенном западном обществе. Однако, Джестеры в основном помнят в связи с европейским средневековем. Все дураки и дураки в то время считались особыми случаями, в которые Бог играл с ребенком дарения безумием или, возможно, проклятием.

Умственно-инвалиды иногда находили занятие, прыгали и вел себя весело. В жестоком мире средневековой Европы люди, которые, возможно, не в состоянии выжить в противном случае, поэтому нашли социальную нишу. Жесты обычно носили ярко окрашенную одежду в гетерогенном узоре. Их шляпы были особенно отличительными, выполненными из ткани, которые представляли собой трехгранные гибкие диски, каждый из которых имел колокольчик в конце. Три кончика шляпы представляют собой уши ослов и хвоста, используемые ранками в ранние времена.

«Гатто». Происхождение данного аксессуара тесно связано с легендой о бедном мужчине из Китая. Тут стоит напомнить, что первоначально в Венеции практически не было кошек, в связи с чем город сильно страдал от нашествия мышей. Не было спасения даже дворцу местного дожа. У бедняка был только старый кот, его единственное имущество. Но именно он сыграл в этой истории ключевую роль: маленький хищник, несмотря на почтенный возраст, сумел избавить дворец от мышей, за что его хозяин был щедро вознагражден. С тех пор в Венецию начали завозить кошек, а сами животные стали очень почитаемы. Классическая маска «Гатто» закрывает половину лица, имеет ушки и нос, напоминающий кошачий.


Маска «Гатто»

Сегодня я рассказала Вам немного об истории венецианских масок и их значениях. Поделитесь в комментариях, если Вы знаете еще что-то интересное об этом необычном аксессуаре.

Кстати, если Вы ищете интересную маску для праздника, посмотрите очень симпатичных масок.

Вам также может быть интересно:

Маски Венеции. Маски комедии дель арте

Комедия дель арте (итал. la commedia dell"arte), или комедия масок — вид итальянского народного театра, спектакли которого создавались методом импровизации, на основе сценария, содержащего краткую сюжетную схему представления, с участием актёров, одетых в маски. В разных источниках также упоминается как la commedia a soggetto (сценарный театр), la commedia all’improvviso (театр импровизации) или la commedia degli zanni (комедия дзанни).

Количество масок в комедии дель арте очень велико (всего их насчитывается более ста), но большинство из них являются родственными персонажами, которые различаются только именами и незначительными деталями. К основным персонажам комедии относятся два квартета мужских масок, маска Капитана, а также персонажи, не надевающие маски, это девушки-дзанни и Влюблённые, а также все благородные дамы и кавалеры.

Мужские персонажи
Северный (венецианский) квартет масок:
- Панталоне (Маньифико, Кассандро, Уберто), — венецианский купец, скупой старик;
- Доктор (Доктор Баландзоне, Доктор Грациано), — псевдо-учёный доктор права; старик;
- Бригелла (Скапино, Буффетто), — первый дзанни, умный слуга;
- Арлекин (Меццетино, Труффальдино, Табарино), — второй дзанни, глупый слуга;

Южный (неаполитанский) квартет масок:
- Тарталья, судья-заика;
- Скарамучча, хвастливый вояка, трус;
- Ковьелло, первый дзанни, умный слуга;
- Пульчинелла (Полишинель), второй дзанни, глупый слуга;

Капитан, — хвастливый вояка, трус, северный аналог маски Скарамуччи;
- Педролино (Пьеро, Паяц), слуга, один из дзанни.
- Лелио (также, Орацио, Люцио, Флавио и т. п.), юный влюблённый;

Женские персонажи
- Изабелла (также, Лучинда, Витториа и т. п.), юная влюблённая; часто героиню называли именем актрисы, игравшей эту роль;
- Коломбина, Фантеска, Фьяметта, Смеральдина и т. п., — служанки.

ДЗАННИ (Zanni) - Общее название комедийного слуги. Название происходит от мужского имени Джованни (Giovanni), которое было настолько популярно среди простого народа, что сделалось нарицательным для обозначения слуги. К сословию дзанни относятся такие персонажи, как Арлекино, Бригелла, Пьерино, появившиеся позже. Характерные черты безымянного дзанни - это ненасытный аппетит и невежество. Он живет исключительно сегодняшним днем и не думает о сложных материях. Обычно предан своему хозяину, но не любит дисциплину. В спектакле участвовало, как минимум, 2 таких персонажа, один из которых был туповат, а другой, напротив, отличался лисьим умом и ловкостью. Одеты они были просто - в бесформенную светлую блузу и штаны, обычно сшитые из мешков от муки. Маска изначально закрывало все лицо, поэтому для общения с другими героями комедии дзанни приходилось поднимать нижнюю ее часть (что было неудобно). Впоследствии маску упростили, и она стала прикрывать только лоб, нос и щеки. Характерной чертой маски дзанни является вытянутый нос, причем его длина прямо пропорциональна глупости персонажа.



АРЛЕКИН (Arlecchino) - дзанни богатого старика Панталоне. Костюм Арлекина отличается яркостью и пестротой: он составлен из ромбов красного, черного, синего и зеленого цветов. Такой рисунок символизирует крайнюю бедность Арлекина - его одежда как бы состоит из бесчисленного количества плохо подобранных заплат. Этот персонаж не умеет ни читать, ни писать, а по происхождению он - крестьянин, который покинул нищую деревню Бергамо, чтобы отправиться на заработки в процветающую Венецию. По характеру Арлекин - акробат и клоун, поэтому его одежда не должна стеснять движений. С собой озорник носит палку, которой часто дубасит других персонажей.

Несмотря на склонность к мошенничеству, Арлекина нельзя считать негодяем - просто человеку надо как-то жить. Он не особенно умен и довольно прожорлив (любовь к еде оказывается порой сильнее, чем страсть к Коломбине, а глупость препятствует исполнению амурных планов Панталоне). Маска у Арлекина была черного цвета, со зловещими чертами (по одной из версий само слово «Арлекин» происходит от имени одного из демонов дантовского «Ада» - Alichino). На голове красовалась белая фетровая шляпа, иногда с лисьим или кроличьим мехом.
Другие имена: Багаттино, Труфальдино, Табаррино, Тортеллино, Граделино, Польпеттино, Несполино, Бертольдино и проч.





КОЛОМБИНА (Columbina) - служанка Влюбленной (Inamorata). Она помогает своей хозяйке в сердечных делах, ловко манипулируя остальными персонажами, которые нередко к ней неравнодушны. Коломбина отличается кокетством, женской проницательностью, очарованием и сомнительной добродетелью. Одета она, подобно своему неизменному ухажеру Арлекину, в стилизованные цветные заплатки, как и положено небогатой девушке из провинции. Головку Коломбины украшает белая шляпа, под цвет передника. Маски у нее нет, зато лицо сильно накрашено, особенно ярко подведены глаза.
Другие имена: Арлекина, Кораллина, Риччолина, Камилла, Лизетта.



ПЕДРОЛИНО или ПЬЕРИНО (Pedrolino, Pierino) - один из персонажей-слуг. Педролино одет в свободную белую тунику с огромными пуговицами и слишком длинными рукавами, на шее - круглый рифленый воротник, на голове - шляпа-колпак с неширокой круглой тульей. Иногда в одежде имелись большие карманы, набитые сувенирами романтического характера. Лицо его всегда сильно набелено и раскрашено, поэтому носить маску нет необходимости. Несмотря на то, что Педролино принадлежит к племени дзанни, его характер радикально отличается от характера Арлекина или Бригеллы. Он сентиментален, влюбчив (хотя страдает, в основном, по субреткам), доверчив и предан хозяину. Бедняга обычно мучается от неразделенной любви к Коломбине и от насмешек остальных комедиантов, у которых душевная организация не столь тонка.
Роль Пьерино в труппе часто исполнял младший сын, потому что этот герой обязан был выглядеть молодо и свежо.





БРИГЕЛЛА (Brighella) - еще один дзанни, партнер Арлекина. В ряде случаев Бригелла - это self-made man, который начинал без копейки, но постепенно накопил деньжат и обеспечил себе довольно комфортное существование. Часто его изображают владельцем таверны. Бригелла - большой любитель денег и дамский угодник. Именно эти две эмоции - первобытное вожделение и алчность - застыли на его зеленой полумаске. В некоторых постановках он выступает как слуга, более жестокий по характеру, чем его младший брат Арлекин. Бригелла знает, как угодить хозяину, но в то же время вполне способен его надуть, не без пользы для себя. Он хитер, пронырлив и может, по обстоятельствам, быть кем угодно - солдатом, моряком и даже вором.

Его костюм - это белый камзол и штаны того же цвета, украшенные поперечными зелеными полосками. Часто имеет при себе гитару, так как склонен к музицированию.

Маска Бригеллы, хотя и была одной из самых любимых простым зрителем, как правило, находилась на втором плане интриги, недостаток активного действия компенсировался большим количеством вставных трюков и музыкальных интермедий. Образы, близкие к Бригелле, присутствуют в комедиях Лопе де Вега и Шекспира; это также Скапен, Маскариль и Сганарель Мольера и Фигаро Бомарше.



ВЛЮБЛЕННЫЕ (Inamorati) - неизменные герои commedia del arte, господа Коломбины, Арлекина и других дзанни. Влюбленные выглядят оторванными от жизни, напыщенными персонажами. Если они двигаются, то по-балетному, неестественно выставляя носки. Много жестикулируют и часто смотрятся в зеркало. Основные черты Влюбленных - тщеславие, болезненное внимание к собственной внешности, нервозность, погруженность в свои чувства и полная неприспособленность, которой активно пользуются дзанни. Даже их имена звучат высокопарно (мужчин обычно звали Сильвио, Фабрицио, Аурелио, Орацио, Оттавио, Лелио, Леандро или Флориндо, а женщин - Изабелла, Фламиния, Виттория, Сильвия, Лавиния или Ортензия).
Inamorati одевались всегда по последней моде, преувеличенно тщательно и нарядно. Маски заменял густой слой макияжа, благодаря которому роли Изабеллы и Лелио были доступны далеко не юным актерам. Кроме того, непременной принадлежностью их туалета были парики, мушки и всяческие украшения. Юноши нередко наряжались в красивую военную форму. По ходу действия костюмы Влюбленных могли меняться несколько раз.

Несмотря на то, что именно вокруг любви молодых строится интрига комедии, влюблённые всегда остаются в тени масок-дзанни, а их любовь всегда воспринимается с некоторой долей иронии.

ИЗАБЕЛЛА (также, Лучинда, Витториа и т. п.), юная влюблённая; часто героиню называли именем актрисы, игравшей эту роль



ПУЛЬЧИНЕЛЛА (Pulcinella) - итальянский аналог русского Петрушки, английского мистера Панча и французского Полишинеля. Типичный представитель неаполитанского пролетариата со всеми его характерными чертами. Интересно, что Пульчинелла - образ неоднозначный, он мог быть в пьесе и тупицей, и хитрецом, и слугой, и хозяином, и трусом, и задирой. Имя этого персонажа переводится с итальянского как «цыпленок» и очевидно связано с его маской, самый заметный элемент которой - большой клювообразный нос. Костюм Пульчинеллы состоит из длинной мешковатой белой блузы, перетянутой на талии кожаным ремешком, просторных бесформенных штанов и необычной продолговатой шапки. Часто его изображали в виде горбуна. Вначале горб был едва заметным, затем он стал быстро увеличиваться в размерах, причем параллельно рос и живот. Согбенность Пульчинеллы символизирует его страх перед побоями (а в комедии били его все, кто стоял выше на социальной лестнице, то есть очень многие).





ПАНТАЛОНЕ (Pantalone) - одна из самых известных венецианских масок. Панталоне - это престарелый богатый купец, который постоянно волочится за каким-либо женским персонажем (всегда - безрезультатно). Этот образ воплощал набирающий силу класс венецианской буржуазии. Характерной чертой костюма Панталоне является огромных размеров гульфик, символизирующий его мнимую мужскую силу. Обычно старик был одет в темно-красный камзол и обтягивающие штаны того же цвета, черный плащ с короткими рукавами и маленькую черную шапочку, вроде фески. На поясе у него висел кинжал или кошель, а обувью служили желтые турецкие туфли с острыми загнутыми носами. Темно-коричневая маска имела выдающийся крючковатый нос, мохнатые седые брови и такие же усы (иногда еще и очки). Борода Панталоне торчала вверх, подчас почти касаясь кончика носа, что придавало профилю старика особую комичность. Часто по сюжету Панталоне хотел жениться на девушке, в которую был влюблен его сын, и заигрывал с Коломбиной, служанкой своей дочери Изабеллы.



КАПИТАН (Il Capitano) - один из древнейших персонажей комедии дель арте. Капитан в комедии никогда не является коренным жителем города, где происходит действие, а всегда приходит откуда-то издалека. Тип наглого и беспринципного вояки - бахвала и искателя приключений. В зависимости от политической ситуации, он мог походить на испанца или турка, хотя изначально этот образ - итальянский. Соответственно, менялся и его характер - в разные периоды Капитан мог представлять собой пародию различные национальные черты. Основные его особенности - это агрессивность, безудержное вранье о своих мнимых подвигах, отсутствие совести, стремление к обогащению и желание казаться щеголем и красавцем. Все это нашло отражение в его костюме, который мог быть разным, однако всегда отличался нелепой вычурностью и яркостью. Одежда его, по сути, всегда была пародией на профессию военного: шляпу украшали перья крикливых расцветок, ноги утопали в высоких сапогах с большими подвязками, камзол был сшит из ткани в контрастную диагональную полоску, а на поясе висела огромных размеров шпага. Маска Капитана могла быть телесного или темного цвета, с длинным воинственным носом и грозно торчащими жесткими усами. Ее целью было обозначить контраст между истинной (трусливой и лживой) натурой персонажа и тем, за кого он себя выдает.



ДОКТОР (Il Dottore) - маска близкая по характеру к Панталоне, престарелый персонаж, обычно отец одного из Любовников (Inamorati). Внешние черты Доктора характеризовались тучностью (иногда этот герой поистине огромен), неповоротливостью на сцене и важными манерами человека ученого. Он представляет собой пародию на выпускников Болонского университета, поэтому постоянно произносит внешне многозначительные, но на самом деле абсурдные латинские фразы. Имеет склонность к обжорству и порнографическим шуткам, обычно оскорбительных для женского пола. Он небогат. Костюм Доктора - это черная университетская мантия до пят, черные туфли, чулки и бриджи и черная академическая шапочка. Темная маска с седыми клочковатыми бровями закрывала, как правило, лишь лоб и нос. Щеки актера оставались открытыми - их ярко румянили, чтобы показать любовь персонажа к спиртному.
По сюжету Доктор часто выступал другом (или соперником) Панталоне и хозяином Педролино.



ШУТ (Jester, Jolly) -представлен в комедии дель арте, это классическая маска. Впервые Шут появился в итальянском театре, потом стал популярным по всей Европе. Костюм этого персонажа отличается пестротой и многоцветностью. На голове - колпак с тремя «ушами», к каждому из которых привязаны бубенцы.



СКАРАМУЧЧО (Scaramuccia) - это авантюрист и вояка. В поздних комедиях часто совпадал с образом Капитана. Скарамуччо обычно слуга одному из старших персонажей. Чаще всего одет в во все черное и носит черную бархатную маску.



ТАРТАЛЬЯ (итал. Tartaglia, заика) — персонаж-маска итальянской комедии дель арте. Представляет южный (или, неаполитанский) квартет масок, наряду с Ковьелло, Скарамучча и Пульчинеллой. Во Франции эта маска не прижилась.
Маска Тартальи появилась в Неаполе ок. 1610 г. Одними из первых интерпретаторов её стали актёры Оттавио Феррарезе и Бельтрани да Верона.
Происхождение: испанец, плохо говорящий на итальянском языке.
Занятие: чиновник на государственной службе: он может быть судьёй, полицейским, аптекарем, нотариусом, сборщиком налогов и т.п.
Костюм: стилизован должностной костюм, на лысой голове форменная шляпа; на носу огромные очки.
Поведение: как правило, он старик с толстым животом; всегда заика,его фирменный трюк — это борьба с заиканием, в результате чего серьёзный монолог, например, на суде, превращается в комический поток непристойностей.
Наибольшей популярности маска достигает ко второй половине XVII в. В XVIII в. во фьябах Карло Гоцци эту роль играли актёры Агостино Фиорилли и Антонио Сакки, но у Гоцци эта маска уже не имеет столь ограниченных рамок, в его фьябах эту маску могут носить, например, министр (фьяба «Ворон») и королевский сын («Любовь к трём апельсинам»).


КОВЬЕЛЛО (итал. Coviello, фр. Covielle) — персонаж-маска итальянской комедии дель арте, первый дзанни, южный вариант Бригеллы. Представляет южный (или, неаполитанский) квартет масок, наряду с Тартальей, Скарамучча и Пульчинеллой.
Имя маски произошло от Iacoviello, неаполитанского призношения имени Giacomino, Яковьелло Джакометто - так звали одного из создателей этой маски.
Происхождение: бывший крестьянин, уроженец Кавы или Ачерры (древних городов близ Неаполя), говорящий на ярком неаполитанском диалекте.Занятие: слуга.
Костюм: носит обтягивающий костюм, но иногда может быть одет в простые панталоны и жилет; часто с мечом и палкой для колотушек за поясом; носит шляпу с перьями.
Маска: красного цвета, с длинным, похожим на клюв носом; часто носит очки. Поведение: всегда действует хитростью, напором, ловкой выдумкой, умом; много гримасничает, танцует и играет на мандолине или гитаре).
Маска сформировалась к концу XVI в. и была типичной для Южной Италии. Попытка перенести её на север оказалась неудачной, т.к. потеряла свою узнаваемость и южный темперамент; сохранив лишь внешнюю форму маска стала бесстыдной и непристойной. Однако, неожиданное развитие она получила во Франции, где эту маску увидел Мольер и использовал в своей комедии «Мещанин во дворянстве»



Отсутствие близкой народу драматургии заставило актёров перерабатывать литературные сюжеты в сценарии и по ходу действия самим сочинять текст своих ролей, сохраняя при этом основной конфликт ренессанской комедии - борьбу между старым укладом жизни и новыми молодыми силами. Но над всем торжествовала Любовь, - во имя радостей любви строились самые хитрые интриги, самые дерзкие розыгрыши, подмены и переодевания.

Каждый персонаж говорит на своём диалекте: Панталоне - на венецианском; Доктор - на болонском (первый юридический университете построен именно в Болонии); Капитан - на неополитанском; Слуги - на бергамском; Влюблённые - на тосканском: литературном языке Италии.
Маска в комедии Дель-Арте имела двойное значение: во-первых, она была сценическим аксессуаром, а во-вторых, маска выражала определённый социальный тип, с раз и навсегда установленными психологическими чертами, неизменным обликом и соответствующим диалектом. Выбрав однажды такую маску, актёр не расставался с нею уже в течение всей своей сценической жизни.

tattooe.ru - Журнал современной молодежи