Княгиня мария тенишева. Несущая прекрасное людям. Жизнь и деятельность Марии Клавдиевны Тенишевой. Тенишева Мария Клавдиевна: краткая биграфия

Мария Клавдиевна Пятковская родилась в Петербурге в 1867 году. Семейное предание сохранило разные версии того, кто был ее отцом, называлось даже имя императора Александра II. Окончив частную гимназию, девушка была рано выдана замуж за правоведа Рафаила Николаева и вскоре родила дочь Марию. Но брак оказался неудачным. «Все было так серо, обыденно, бессодержательно» - вспоминала Мария Тенишева позже.1881 году, забрав с собой маленькую дочь, Мария Клавдиевна, обладательница восхитительного сопрано, уезжает в Париж для обучения пению. Желание стать профессиональной певицей настолько велико, что неудовольствие родных людей ею не принимается во внимание. Возвратившись из-за границы, Мария Клавдиевна сближается с подругой детства княгиней Екатериной Константиновной Святополк-Четвертинской, которая приглашает молодую женщину погостить в своё родовое имение Талашкино. По соседству с Талашкино находились и земли князя Вячеслава Николаевича Тенишева - крупнейшего российского промышленника и землевладельца. На Смоленщину князь каждое лето приезжал поохотиться. Князь В.Н. Тенишев был на 22 года старше Марии Клавдиевны, но разница в возрасте была не столь важна и заметна. Значительно большее значение имело обнаружившееся родство душ. После скорого развода князя В.Н. Тенишева с первой женой и, в свою очередь, расторжения брака Марией Клавдиевной, они в 1892 году обвенчались.
Так Смоленщина приобрела удивительного человека. И сегодняшняя прогулка будет рассказом о Марии Клавдиевне.

Правда родные мужа бесприданницу не признали, и в родословную князей Тенишевых Мария Клавдиевна так и не была вписана.
Тенишев дал Марии Клавдиевне, помимо духовной опоры, княжеский титул, состояние и возможность реализовать себя в качестве просветительницы и меценатки.
Ею было создано Училище ремесленных учеников (под Брянском), открыто несколько начальных народных школ в Петербурге и Смоленске, совместно с Репиным организованы рисовальные школы, открыты курсы для подготовки учителей.
Делом всей жизни Марии Клавдиевны стало Талашкино — родовое имение ее подруги детства, княгини Екатерины Константиновны Святополк-Четвертинской, которое Тенишевы приобрели 1893 году, оставив управление делами в руках бывшей хозяйки. Тенишева и Святополк-Четвертинская реализовали в Талашкино мысль об «идейном имении»: просветительство, развитие сельского хозяйства и возрождение традиционной народной художественной культуры как живительной жизнетворческой силы.
Талашкино превратилось на рубеже веков в духовный и культурный центр России, где содружеством выдающихся художников эпохи возрождалась и развивалась традиционная русская культура. Рерих назвал Талашкино «художественным гнездом», столь же знаменитым в свое время, как и подмосковное Абрамцево. Неорусский стиль в искусстве - «родом» из Талашкино.
В 1894 году Тенишевы покупают около Талашкино хутор Фленово, открывают там уникальную по тем временам сельскохозяйственную школу - с лучшими учителями, богатейшей библиотекой. Использование самых последних достижений аграрной науки во время практических занятий позволило школе готовить настоящих фермеров, которых требовала реформа Столыпина.



Улица тут одна. И называется Музейная. А в доме живут в основном музейные тётушки-работницы.


При школе по инициативе княгини были созданы учебные мастерские прикладного искусства: керамическая, столярная, резьбы и росписи по дереву, окраски тканей и вышивания, чеканки по металлу.Дети из бедных семей, да и большинство учеников принимались на полное попечение. По-соседству со школой были выстроены уютные дома для мальчиков и девочек. Плохо успевающих учеников из школы не отчисляли. Учили какому-либо ремеслу. Способных и талантливых детей княгиня М.К.Тенишева отправляла учиться дальше в Смоленск, в Петербург, за границу. В своих воспоминаниях княгиня писала: «Приходит в школу бессознательным дикарем - ступить не умеет, а там, смотришь, понемногу обтесывается, слезает грубая кора - человеком делается. Я любила разгадывать эти натуры, работать над ними, направлять их… Да, я люблю свой народ и верю, что в нем вся будущность России, нужно только честно направить его силы и способности».
О том, что все эти благотворительные дела шли от чистого сердца, свидетельствует и отзыв одного из современников: «… в благотворительности Марии Клавдиевны….ничего показного, бьющего на дешевый, чисто внешний эффект. Все глубоко, все от сердца». Княгиня Тенишева старалась приобщить своих воспитанников к искусству. Ее дружба с музыкантом Андреевым, который впервые вывел на столичные подмостки народные инструменты, привела в конечном итоге к созданию в Талашкино оркестра балалаечников. А музыкант оркестра Василий Александрович Лидин и вовсе покинул Петербург, переехал в Талашкино и возглавил созданный им оркестр народных инструментов. Андреев часто бывал в имении Тенишевых; участвовал в концертах вместе с крестьянскими детьми.





Сама же она была замечательным художником-эмальером. Ее работы выставлялись в Париже, получив единодушное одобрение мастеров-профессионалов (вещь небывалая для женщины, да к тому же иностранки) в Италии - родине эмали, в Лондоне, Брюсселе, Праге.


Сергей Малютин - автор резного «Теремка» (1902). Его мы видим почти сразу, как заходим за ворота. Опять же, как и сама Тенишева, это человек - кладезь талантов: он и художник, и архитектор, и сценограф, в общем, на все руки мастер. И игрушку матрёшку придумал он.








Музейный кот и ёжик.






А воздух тут! Так и хочется присесть на скамеечку и послушать тишину.


Малютин и архитектор церкви Святого Духа (1903-1908), которую расписывал уже Рерих. Церковь находится на высоком холме. Она строилась еще и как будущая усыпальница Вячеслава Николаевича Тенишева.


Сейчас она очень серьёзно реставрируется. И лик Христа укрыт сеткой.






















Николай Рерих, прежде всего для Фленово, - художник, расписавший Церковь Святого Духа и украсивший её внешние фасады поразительной смальтовой мозаикой. Он приехал в Смоленск по приглашению княгини. Город, а особенно Смоленская Стена, его сильно впечатлили: «Холмы смоленские, белые березы, золотые кувшинки, белые лотосы, подобные чашам жизни Индии, напоминали нам о вечном пастухе Леле и красавице Купаве, или, как бы сказал индус, о Кришне и Гопи». Рерих написал здесь несколько картин («Сторожевая башня», «Общий вид стен кремлевских», «Смоленская башня» и др.). В Художественных мастерских он занимается керамикой (в «Теремке» есть его работы - ваза и картины). А через несколько лет вновь приезжает во Фленово, чтобы расписать церковь. Успевает выполнить фрески алтаря, расписать одну из арок и выложить мозаику над главным входом (началась Первая Мировая). Росписи были на тканевой основе! И по этой причине не сохранились. А главное - Рерих над алтарем изобразил не Русскую Богородицу, а Матерь Мира, то есть отошёл от православных канонов, и поэтому самой церкви строго отказали в освящении. Освятили лишь её цокольный этаж (усыпальницу). После революции из усыпальницы церкви Святого духа, прежде чем устроить там овощехранилище, вынесли тело князя Тенишева. Говорят, что какие-то крестьяне всё-таки тайно его перезахоронили, в березовой роще. И сейчас около церкви стоит символический крест в память о хозяине этих земель, благодетеле и муже княгини Тенишевой.




С революцией 1905 года прервалась прежняя жизнь в «русских Афинах». Начались поджоги, в школе велась революционная пропаганда. Княгиня М.К. Тенишева не могла понять, почему с любовью созданный ею мир разрушается на глазах. В воспоминаниях княгини читаем её размышления о происходящем:«Гляжу на все как на роковую долю свыше. Должно быть, это так надо... Там, где была школа, - тишина. А над ней, высоко на горе, стоит одиноко на вершине венец дела любви - храм. Во время заката уныло гляжу я с балкона на пламенеющий крест, горюю, страдаю и по-прежнему люблю. Долго я урезонивала самое себя, долго болела душою, но, наконец, после многих бессонных ночей и сильной внутренней борьбы я сказала себе, что храмы, музеи, памятники строятся не для современников, которые большей частью их не понимают. Они строятся для будущих поколений, для их развития и пользы. Нужно отбросить личную вражду, обиды, все это сметется со смертью моих врагов и моей. Останется созданное на пользу и служение юношеству, следующим поколениям и родине. Я всегда любила ее, детей и работала, как умела».














После 1917 года Мария Тенишева эмигрировала в маленький городок под Парижем. Денег нет, зато есть её любимый набор: трудолюбие, энергия, талант. Мадам Русская Княгиня и здесь находит применение своему дару творить - становится ювелиром, специалистом по изделиям, инкрустированным выемчатой эмалью. В 1928 году княгини не стало.









Русская аристократка, покровительница искусства, княгиня Мария Тенишева, урожденная Пятковская, прожила удивительную жизнь, похожую на роман, где сплелись воедино любовь и страдания, роскошь и нищета, открытость и непонятость, уважение и кривотолки, благодарность и забвение…

Узнав подробности жизни княгини, Иван Тургенев загорелся написать о ней повесть, но, к сожалению, не осуществил свое намерение. «Эх, жаль, что я болен и раньше вас не знал», - часто повторял он. Портреты Тенишевой писали выдающиеся мастера, такие как Илья Репин и Валентин Серов, но даже им не удалось в полной мере передать глубину ее незаурядной личности, одаренной многими талантами - певицы, художника по эмали, собирательницы предметов искусства, меценатки, а самое главное - великой просветительницы.

Тенишевой было суждено умереть на чужбине, и там, вдали от родины, она оставалась русской до конца, любила свой народ и верила, что в нем - вся будущность России. Недаром Николай Рерих называл ее «настоящей Марфой Посадницей».

«Меня влечет куда-то… До боли хочется в чем-то проявить себя, посвятить себя всю какому-нибудь благородному делу. Я хотела бы быть богатой, очень богатой для того, чтобы создать что-нибудь для пользы человечества. Мне кажется, я дала бы свои средства на крупное дело по образованию народа, создала бы что-нибудь полезное, прочное», - читаем мы в дневнике совсем юной Марии. Да, ее мечта сбылась - когда она писала эти строки, то словно в воду глядела. Она действительно стала богатой и создала много полезного и прочного. Но это случилось не сразу.

Детство ее нельзя назвать счастливым - какое счастье может быть у внебрачной нелюбимой дочери, родившейся 1 июня 1858 года в Петербурге? Ходили слухи, что отцом Марии был сам император Александр II. А ей так не хватало внимания и ласки матери… И это чувство заброшенности и ненужности очень сложно было преодолеть.

Когда Марии исполнилось шестнадцать, ее поспешили выдать замуж за молодого юриста Рафаила Николаева, который был старше ее на семь лет. А может, она и сама обрадовалась возможности покинуть родительский дом, где ее не любили. И жених, и невеста принадлежали к высшему свету, были обеспечены, но так и не стали счастливыми.

Николаев оказался азартным игроком, заядлым картежником, и кроме карт его ничего не интересовало. Он мог часами валяться на диване, покидая его только затем, чтобы выпросить денег в долг на очередную игру. Опять Мария оставалась одинокой и нелюбимой. Рождение дочери, тоже названной Марией, ничего не изменило в жизни семьи.

«Все было так серо, обыденно, бессодержательно», - вспоминала Тенишева. И тогда она, молодая женщина, необыкновенно одаренная музыкально - у нее был прекрасный голос, - решилась на отчаянный поступок, не желая мириться со своей несчастной судьбой.

Продав часть мебели из петербургской квартиры, она уехала в Париж, мечтая стать певицей, несмотря на угрозы родственников. В Париже она, наконец, почувствовала себя свободной. Влюбилась во вселенную, влюбилась в жизнь, ухватилась за нее, не оглядываясь на прошлое.

Мария занималась в знаменитой оперной студии Маркези, ее приглашали выступать в Мадрид, Барселону, итальянскую оперу, но ее душа желала другого. «Пение? Это забава, увлекательное занятие», - считала она, хотя ее вокальным мастерством восхищался сам Петр Ильич Чайковский.

В 1892 году Мария Клавдиевна вышла замуж во второй раз - за князя Вячеслава Николаевича Тенишева, крупнейшего российского промышленника, за свое знание коммерческого дела прозванного «русским американцем». Князь занимался строительством российских железных дорог, вкладывал средства в строительство первого в России завода автомобилей, владел многими заводами. При этом он очень любил искусство, прекрасно играл на виолончели.

Они познакомилась в одном из музыкальных салонов, где князь, очарованный красотой и голосом Марии, осыпал ее ландышами. Теперь у нее был титул и состояние. Правда, родственники князя ее не признали и в родословную князей Тенишевых не занесли, но сбылась ее мечта послужить России и своему народу.

Был ли счастливым этот семейный союз, в котором соединились две сильных личности, два необычайно одаренных человека? Думается, что да. Они прожили вместе одиннадцать лет, до самой смерти Вячеслава Николаевича в 1903 году.

Князь, бывший намного старше Марии Клавдиевны, не жалел денег на свою жену, он хотел видеть ее роскошной светской дамой, покупал бриллианты и меха, но, помимо этого, поддерживал и все ее проекты, помогая ей реализовать себя на почве просветительства. Может быть, даже он до конца не осознавал, какая необыкновенная женщина рядом с ним. Вокруг себя она создавала удивительную творческую атмосферу.

Несколько лет прожив с мужем в Бежице, где тот управлял крупным заводом, Мария Клавдиевна преобразила жизнь рабочих: создала там школы и ремесленные училища, благотворительное общество для помощи сиротам и вдовам, недорогую столовую с вкусными обедами, где княгиня сама стояла на раздаче блюд.

Близкой подругой Тенишевой стала княгиня Екатерина Святополк-Четвертинская, которую все звали Киту. У Киту Тенишевы приобрели ее родовое имение Талашкино, и этот уголок земли Мария Клавдиевна превратила в настоящую русскую сказку. Все знают про Абрамцево, а вот про Талашкино - забыли. А жаль. Ведь это был знаменитый на всю Россию центр искусств, ремесел, просвещения, передового сельского хозяйства, созданный неустанными трудами Тенишевой.

«Талашкино совсем преобразилось. Бывало, куда ни пойдешь, везде жизнь кипит. В мастерской строгают, режут по дереву, украшают резную мебель камнями, тканями, металлами. В углу стоят муфеля, и здесь, втихомолку, я давно уже приводила в исполнение свою заветную мечту, о которой даже говорить боялась вслух: делаю опыты, ищу, тружусь над эмалью. В другой мастерской девушки сидят за пяльцами и громко распевают песни. Мимо мастерской проходят бабы с котомками за пазухой: принесли работу или получили новую. Идешь – и сердце радуется», - вспоминала она.

Здесь часто бывали художники Илья Репин, Михаил Врубель, Лев Бакст, скульптор Паоло Трубецкой. Собранная княгиней коллекция предметов русской старины была выставлена в Париже и произвела неизгладимое впечатление. Она послужила основой музея «Русская старина» в Смоленске, а богатое собрание акварелей русских мастеров Тенишева передала в дар Русскому музею.

Ее характер был противоречив: свою старшую дочь она оставила на воспитание непутевому первому мужу, а чужих детей любила. О ней писали: «Великосветская женщина, выезд которой считался первым в Булонском лесу и у которой в Париже садились за стол до двухсот человек… идет по первому зову в школу к мальчику, у которого разбились губы или пошла носом кровь…»

Благополучие народа было для нее важнее собственного благополучия. Многие не понимали княгиню. Все ее попытки и начинания в России объяснялись только фантазерством, честолюбием, капризами избалованной женщины. Наверное, она обогнала свое время и в своих мыслях и проектах постоянно устремлялась в будущее.

Воспоминания Тенишевой, изданные уже после ее смерти во Франции, заканчиваются записями в новогоднюю ночь с 1916 на 1917 год. «Теперь осталось всего лишь 5 часов до конца этого злосчастного года. Что-то нам сулит 1917 год? Господи! Пошли нам на землю успокоение!! Дай нам с честью выйти из этой ужасающей войны! Боже, пощади нас и избави от позора!» - писала она. Но она не могла предугадать, как развернутся события нового года…

Ей не удалось завершить создание Храма Духа в Талашкино, предпринятое вместе с Николаем Рерихом: «Пролетела буря, нежданная, страшная, стихийная… Затрещало, распалось созданное, жестокая, слепая сила уничтожила всю любовную деятельность… Школьных птенцов разнесла, мастеров разогнала…» Тенишевой оставалось только оплакивать любимую Россию, у которой не хватило сил противостоять надвигающейся трагедии.

В 1919 году Мария Клавдиевна с Киту Святополк-Четвертинской эмигрировала через Крым во Францию. Последние девять лет жизни княгиня провела под Парижем, в небольшом имении Вокрессон, которое друзья прозвали «малое Талашкино». Оказавшись в нищете, она, уже тяжело больная, продолжала изготавливать эмали, зарабатывая на жизнь собственным трудом.

Тенишевой не стало 14 апреля 1928 года. Верная подруга Киту похоронила ее в парижском пригороде Сен-Клу. Княгиня немного не дожила до своего семидесятилетия. В некрологе, посвященном Марии Клавдиевне, художник Иван Билибин писал: «Всю свою жизнь она посвятила родному русскому искусству, для которого сделала бесконечно много». Современники называли ее гордостью России, и это была правда. Но отдав своей родине все, что у нее было, она умерла в полном забвении. Лишь в последнее время славное имя Марии Тенишевой возвращается к нам из небытия.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Когда она была молода и ещё никому не известна, то как-то рассказала свою историю Ивану Сергеевичу Тургеневу. Тот, задумавшись, ответил: «Эх, жаль, что я болен и раньше вас не знал. Какую бы интересную повесть я написал…»

Мария Клавдиевна Тенишева (урождённая Пятковская, по отчиму - Мария Морицовна фон Дезен) родилась 20 мая 1858 года, в Петербурге.
Девочка была незаконнорождённой и росла в богатом доме отчима совершенным дичком, несмотря на обилие гувернанток, нянек и учителей. От неё требовали полного послушания и сдержанности. Мать была холодна к ней, очевидно, связывая с этим ребёнком те моменты жизни, о которых хотелось забыть.

«Я была одинока, заброшена. Когда в доме всё затихало, я неслышно, на цыпочках пробиралась в гостиную, оставив туфли за дверью. Там мои друзья-картины… Этих хороших, умных людей называют художниками. Они, должно быть, лучше, добрее других людей, у них, наверное, сердце чище, душа благороднее?…».

Когда Марии исполнилось 16 лет, после окончания частной гимназии, молодой юрист Р. Николаев сделал ей предложение. Конечно, мысль о том, что замужество даст ей свободу, подтолкнула её дать согласие. Ранний брак, рождение дочери. И муж оказался заядлым игроком. «Всё было так серо, обыденно, бессодержательно» – писала она позже.

Пустяшный случай подарил надежду: ей сказали, что её сильный «оперный» голос обладает красивым тембром. Надо ехать учиться в Италию или во Францию.

Легко сказать! Каким же это образом? Где деньги? Где паспорт? Ведь в то время жена вписывалась в паспорт мужа. Мать отказалась помочь деньгами. Но Мария собрала денег, сколько могла, распродав обстановку своей комнаты. Куда сложнее было вырвать у мужа разрешение на отъезд. Но и это оказалось преодолённым.

…Одинокая женщина с маленькой дочкой на руках и с тощим багажом села в поезд, обещавший не Париж – новую жизнь.

«Трудно описать, что я пережила, почувствовав себя, наконец, свободной… Задыхаясь от наплыва неудержимых чувств, я влюбилась во вселенную, влюбилась в жизнь, ухватилась за неё».


Соколов А.П. Портрет Марии Клавдиевны Тенишевой (1898)

Мария начинает учится пению у знаменитой Матильды Маркези. Также начинает брать уроки изобразительного искусства у известного графика Ж.Г. Виктора, позже в Петербурге посещает классы барона Штиглица, проявляя яркие способности и на этом поприще. Начинает глубоко изучать историю искусств, часы проводит за книгами и в музеях.

Ещё одна страсть, ярко проявившаяся в юности и сыгравшая важную роль в её дальнейшей судьбе, - любовь к старине, тяга ко всему древнему. «Современные выставки оставляли меня равнодушной, тянуло к старине. Я могла часами выстаивать у витрин античных предметов».

Её редкой красоты меццо-сопрано очаровал парижан. Маркези была уверена, что её русскую ученицу ждёт слава оперной певицы. Ей предложили турне по Франции и Испании. Но антрепренер, как оказалось, считал, что кроме причитающихся ему процентов молодой и красивой женщине есть чем отблагодарить его за выгодный ангажемент. Произвол на рынке талантов, зависимость от денежных мешков, хватку которых Мария ощутила сразу, подействовали на неё, как холодный душ.

«Женщина… может выдвинуться только чудом или способами, ничего общего с искусством не имеющими, ей каждый шаг дается с невероятными усилиями».

Там, в Париже, она почувствует, что театр, сцена - не для неё. «Пение? Это - забава… Не этого хочет моя судьба».


М. К. Тенишева. Портрет работы И. Репина (1896)

А пока - возвращение в Россию, безденежье, двусмысленное положение в обществе. Муж фактически отобрал дочь, отдав её в закрытое учебное заведение. Об артистических планах жены отозвался: «Я не желаю, чтобы моё имя афиши трепали по заборам!» Но долгий, изнурительный развод всё-таки состоялся. В результате, дочь сильно отдалилась от матери, не простив ей и в зрелом возрасте её стремления к самореализации в ущерб заботе о семье и о ней.

В критический момент жизни Марию Клавдиевну разыскивает её лучшая подруга детства Екатерина Константиновна Святополк-Четвертинская. Четвертинская сыграет очень большую роль в жизни Марии Клавдиевны. Подруга зовет её в своё родовое имение Талашкино.


Екатерина Константиновна Святополк-Четвертинская

На какой-то дружеской вечеринке её попросили спеть. Аккомпанировать взялся человек, во внешности которого, если бы не сюртук, выдававший руку дорогого парижского портного, было что-то крестьянское, кряжистое, почти медвежье. Виолончель в его руках звучала прекрасно! Так она встретила князя Вячеслава Николаевича Тенишева.

Читайте также Немного о прекрасном: 7 распространённых форм женской груди и какое бельё идеально подчеркнёт каждую


Князь В.Н. Тенишев. Леон Боннат (1896)

Он начал со службы техником на железной дороге с грошовым жалованьем. К моменту встречи с Марией у него было огромное состояние, неуклонно растущее благодаря его фантастической энергии, предприимчивости, превосходным знаниям коммерческого и финансового мира. Он успел прославиться как автор нескольких серьёзных книг по агрономии, этнографии, психологии. Его знали как щедрого благотворителя и серьёзного деятеля на ниве просвещения. И он был разведён.

Весной 1892 года Мария и князь Тенишев обвенчались. Брак их не был простым и безоблачным. Ей шел тридцать четвертый год, ему было сорок восемь лет. Две сильные независимые натуры, во многом похожие и в то же время очень разные, с уже сложившимися принципами и взглядами на жизнь. Ей недостаточно было, чтобы её любили только как женщину: она всегда хотела, чтобы в ней видели личность, считались с её мнением и принципами.

Вместе с супругом княгиня переехала в городок Бежица, где Тенишев управлял делами крупного завода.


Школа, открытая Тенишевой в Бежице

Тенишева вспоминала: «Понемногу передо мной развернулась целая картина истинного положения рабочих на заводе. Я открыла, что кроме заевшихся матрон и упитанных равнодушных деятелей в нём жили ещё люди маленькие, пришибленные, опалённые огнем литейных печей, оглушённые нескончаемыми ударами молота, по праву может быть озлобленные, огрубелые, но всё же трогательные, заслуживающие хоть немного внимания и заботы об их нуждах. Ведь это тоже были люди. Кто же, как не они, дали этим деятелям, да и мне с мужем, благополучие?..»


Репин И.Е. Потрет княгини М.К. Тенишевой (1896)

Мария Клавдиевна становится попечителем единственной в Бежице школы, затем основывает ещё несколько школ в городе и окрестных селах. Все школы создавались и содержались на капиталы Тенишевых. Мария Клавдиевна идёт дальше: организовывает народную столовую с качественными обедами и за умеренную плату. Также сделала возможным, чтобы семьям рабочих выдали во временное пользование пустующие земли - началось расселение из тесных и душных бараков, рассадников грязи и болезней. Но и это не всё. Ещё одна немаловажная проблема - досуг рабочих, который мог бы стать альтернативой пьянству и праздности. Тенишева организовывает в Бежицке театр, где будут выступать приезжие артисты, проводиться вечера и концерты.
Когда Тенишев выходит из правления брянскими заводами, семья уезжает в Санкт-Петербург.


Дом Тенишевых на Английской набережной в Санкт-Петербурге

В музыкальном салоне, в доме Тенишевых стали бывать известные композиторы и исполнители, Скрябин, Арсеньев. Голос хозяйки салона тогда восхитит Чайковского.


М. К. Тенишева. Портрет работы Серова (написанный в гостиной дома княгини в Санкт-Петербурге)

Мария Клавдиевна создаёт себе мастерскую для серьёзных занятий живописью, но тут же вдохновляется идеей И. Е. Репина организовать студию для подготовки будущих студентов к поступлению в Академию художеств и отдаёт под студию свою мастерскую. Преподавать берётся сам Репин.

Вскоре это место стало пользоваться огромной популярностью у молодежи. От желающих не было отбою, мастерская набивалась до отказа, «работали по пяти часов в день, не обращая внимания на тесноту и духоту». Тенишева старалась помогать студентам: обучение в студии было бесплатным, покупалось всё необходимое для занятий, устраивались бесплатные чаи, приобретались студенческие работы. Среди учеников тенишевской студии - И.Я. Билибин, М.В. Добужинский, З.Е. Серебрякова, Е.В. Честняков и многие другие прославившиеся в будущем художники.
Мария Клавдиевна становится одной из основательниц журнала «Мир искусства».


Обложка журнала «Мир искусства»

Азартную натуру Тенишевой захватила ещё одна страсть – собирательство. В поездках с мужем по Европе княгиня, не ограниченная в средствах, покупала западноевропейскую живопись, фарфор, мраморную скульптуру, украшения, вещи, представляющие собой историческую ценность, изделия мастеров Китая, Японии, Ирана. Художественный вкус был дан ей от природы. Многое узнала и поняла она из общения с людьми искусства. Чтение, лекции, выставки довершали дело – Мария обрела острое чутьё знатока и умела оценить попавшее в руки по достоинству. И вот когда они с мужем поехали по старым русским городам: Ростову, Рыбинску, Костроме, по поволжским деревням и монастырям, перед княгиней предстала рукотворная красота безвестных мастеров – оригинальная, невообразимая по многообразию форм и цвета и совершенная по исполнению. На глазах рождалась уже новая коллекция из предметов утвари, одежды, мебели, украшений, посуды и поделок – вещи поразительной красоты, извлечённые из полутёмной избы или заброшенного амбара.


Портрет княгини Тенишевой М.К. Коровин К.А. (1899)

В 1893 году Мария Клавдиевна уговаривает свою подругу продать ей Талашкино. Как и в Петербурге, она очень быстро создаёт в талашкинском доме гостеприимную, творческую атмосферу, которая собирает здесь многих известных художников, музыкантов, учёных. Здесь часто бывают И.Е. Репин, М.А. Врубель, А.Н. Бакст, Я.Ф. Ционглинский, скульптор П.П. Трубецкой и многие другие. К слову сказать, в окружении Марии Клавдиевны всегда было много людей искусства, но почему-то никогда не возникало атмосферы праздности и богемности.

Читайте также 15 джинсовых платьев и сарафанов


Врубель М.А. Портет княгини М.К. Тенишевой в образе Валькирии (1899).

Но самым дорогим её детищем стала школа на хуторе Флёново близ Талашкино, для деревенских детей. В сентябре 1895 г. новое школьное здание со светлыми классами, общежитием, столовой, кухней распахнуло свои двери. Желающих оказалось очень много. Преимущество при поступлении в школу имели сироты, которых Тенишева брала на полное обеспечение. Огромное внимание уделяется подбору учителей. По её представлениям, сельский учитель должен не только хорошо знать предмет, но и быть наставником и другом для ребёнка, примером в жизни.


Теремок в Флёнове

Рядом со школьным зданием по эскизу Малютина отстроили сказочный домик, украшенный резьбой и росписью; здесь разместились библиотека и учительская. Из столицы и зарубежных поездок сюда привозятся лучшие книги, учебники, альбомы по искусству, журналы.


Дверь – портал во внутреннем убранстве Теремка

Ещё одной жемчужиной флёновской школы стал детский балалаечный оркестр, прославившийся на всю Смоленщину.


Талашкинский оркестр балалаечников

В Талашкине также появлялись новая школа с последним по тем временам оборудованием, общедоступная библиотека, целый ряд учебно-хозяйственных мастерских, где местные жители, в основном молодёжь, занимались обработкой дерева, чеканкой по металлу, керамикой, окраской тканей, вышивкой. Началась практическая работа по возрождению народных ремесел. К этому процессу было привлечено немало местных жителей. Например, только русским национальным костюмом, ткачеством, вязанием и крашением ткани были заняты женщины из пятидесяти окрестных деревень.


Изделия талашкинских мастеров

Всё это поступало в открытый Тенишевой в Москве магазин «Родник». От покупателей не было отбоя. Заказы приходили и из-за границы. Даже чопорный Лондон заинтересовался изделиями талашкинских умельцев. Этот успех не был случайным. Ведь Тенишева пригласила в Талашкино жить, творить, работать и тех, кто составлял в то время художественную элиту России. В мастерских деревенский мальчонка мог пользоваться советами М.А. Врубеля. Узоры для вышивальщиц придумывал В.А. Серов. М.В. Нестеров, А.Н. Бенуа, К.А. Коровин, Н.К. Рерих, В.Д. Поленов, скульптор П.П. Трубецкой, певец Ф.И. Шаляпин, музыканты, артисты - эта земля становилась для многих мастеров студией, мастерской, сценой.

Тенишева хотела, чтобы вещи, созданные по старинным заветам красоты, вошли в жизнь и быт горожан и изменили их вкус, привыкший к дешёвым подделкам под европейский стиль. И ещё она очень хотела, чтобы в новом художественном процессе участвовали и местные крестьяне. Ведь в Смоленской губернии испокон веков было много кустарных промыслов, но изделия кустарей давно уже отошли от красоты народного искусства, были грубы, аляповаты, шаблонны; крестьяне пытались их совершенствовать, но, не видя и не зная хороших образцов, работали примитивно и сбывали свои изделия по низким ценам. Тенишева верила, что при правильном и любовном подходе можно возродить исконную тягу русского человека к красоте.

А ещё княгиня увлекалась эмалью - той отраслью ювелирного дела, которое заглохло еще в XVIII веке. Она решила её возродить. Целые дни проводила Мария Клавдиевна у себя в талашкинской мастерской, возле печей и гальванических ванн.

Именно благодаря трудам Тенишевой и её исканиям было возрождено эмалевое дело, совместно с художником Жакеном были разработаны и получены более 200 тонов непрозрачной (опаковой) эмали, восстановлен способ изготовления «выемчатой» эмали.


“Заморские гости”. Эскиз для этой эмали был сделан Н. К. Рерихом по просьбе М. К. Тенишевой. Пластина выполнена в 1907 году, оказалась за границей и была продана на аукционе Сотбис в Женеве в 1981 году.

Её работы выставлялись в Лондоне, Праге, Брюсселе, Париже. В Италии - на родине этого дела - она была избрана почетным членом Римского археологического общества. Европейские эксперты отвели Тенишевой в области эмальерного дела «одно из первых мест среди современных ей мастеров». А на родине Мария Клавдиевна защитила диссертацию под названием «Эмаль и инкрустация». Ей была предложена кафедра по истории эмальерного дела при Московском археологическом институте.


Тенишева Мария Клавдиевна (20.V.1863, по другим данным 1864, Петербург – 1.IV.1928, Париж), выдающаяся деятельница русской и европейской культуры, коллекционер, меценат, художник, педагог, исследователь древних эмалей и инкрустаций, создатель художественного Талашкина близ Смоленска.

Тенишева начала свой путь в искусстве как оперная певица, окончив в Париже студию М. Маркези. Была знакома с И.С.Тургеневым, А.Г. Рубинштейном, П.И. Чайковским. В 1892 г. вышла замуж за князя В.Н. Тенишева, круг ее интересов расширился. Увлекаясь коллекционированием, Тенишева собрала уникальную коллекцию русской и зарубежной графики, часть которой подарила Русскому музею (1898 г.).

В те же годы она начинает составлять коллекцию декоративно-прикладного и народного искусства в своем смоленском имении Талашкино. Большой раздел собрания представляли памятники древнерусского искусства, начиная с домонгольского периода. В 1905 г. коллекции были перевезены в Смоленск, в 1907 г. показаны в Лувре, а в 1911 г. подарены Смоленску (смоленскому филиалу Московского археологического института). Увлекаясь стариной, Тенишева собрала ценнейшую коллекцию древних эмалей и инкрустаций, которая послужила ей для написания диссертации на эту тему, защищенную в 1916 г. и изданную в 1930 г. в Праге. Этот научный труд до настоящего времени не утратил своего значения; занимаясь еще и творческой работой в области эмалей, она впервые сформулировала многие законы древних эмалей.

Тенишева была крупнейшим меценатом своего времени. Она покупала произведения молодых художников, поддерживала их материально. М.А. Врубель, А.Н. Бенуа, С.В. Малютин, Н.К. Рерих были отмечены ее вниманием. Издавала журнал "Мир искусства", устраивала международные выставки. На свои средства открыла в Петербурге бесплатную рисовальную студию под руководством И.Е. Репина, которую окончили многие впоследствии выдающиеся художники.

Созданная в Талашкине художественная атмосфера привлекала к нему многих художников, которые нашли здесь прекрасные условия для работы и отдыха. Но вклад Талашкина в русскую культуру не ограничивается только искусством. На хуторе Фленово Тенишева устроила образцовую сельскохозяйственную школу, пригласив сюда профессора Р.Э. Регеля, разработав уникальную программу сельскохозяйственного образования. В Талашкине были организованы художественные мастерские, приглашены талантливые художники, создан театр.

Лит.: Тенишева М.К. Впечатления моей жизни. – Л., 1991; Журавлева Л.С.: 1) Княгиня Мария Тенишева. – Смоленск, 1994; 2) Талашкино. – Смоленск, 1995.

Л.С. Журавлева


Тенишева Мария Клавдиевна , коллекционер, меценат, художник, музейный деятель.

Из состоятельной дворянской семьи (урожденная Пятковская, по первому браку Николаева). Воспитывалась матерью, Марией Александровной Пятковской (во втором браке фон Дезен). Училась в частной гимназии М.П. Спешневой, затем в оперной студии М. Маркези в Париже. Обучалась живописи в Академии Жюльена в Париже и в Центральном училище технического рисования барона Штиглица в Петербурге. Окончив Московский археологический институт (Смоленское отделение), получила звание «ученый археолог» (1916г.).

Начало благотворительной деятельности Марии Клавдиевны положил ее второй брак с одним из богатейших предпринимателей России - князем В.Н. Тенишевым (1892), финансировавшим разнообразные начинания своей супруги. По инициативе Марии Клавдиевны были организованы ремесленное училище и шесть начальных школ в Бежице (в то время - Брянский уезд Орловской губ., ныне район г. Брянска), а также образцовая сельскохозяйственная школа на принадлежавшем ей хуторе Фленово (Смоленский уезд).

В Петербурге Мария Клавдиевна открыла и содержала рисовальную студию (1894-1904 гг.), в Смоленске - рисовальную школу (1896-1899 гг.). В 1898-1899 гг. финансировала журнал «Мир искусства». В приобретенном в 1893 г. имении Талашкино (Смоленский уезд) Мария Клавдиевна устроила художественный центр, где были созданы художественные мастерские, театр, жили и работали многие выдающиеся деятели культуры.

С начала 1890-х гг. увлеклась коллекционированием русских древностей, предметов церковной старины, произведений декоративно-прикладного искусства и народного творчества, из которых в Талашкине при участии И.Ф. Барщевского в конце 1890-х гг. возник историко- этнографический музей.

С помощью А.Н. Бенуа собрала коллекцию графики отечественных и зарубежных мастеров, в 1897 г. экспонировавшуюся в Петербурге и в 1898 г. частично переданную Русскому музею. Принимала участие в археологических раскопках, нередко финансируя их.

Изучала историю эмалевого дела, сама создала ряд произведений эмальерного искусства. Участвовала в деятельности функционировавших на Смоленщине исследовательских организаций (была почетным членом церковно-археологического комитета, ОИСГ, губернской ученой архивной комиссии). Почетная гражданка Смоленска (1911 г.). После событий Октября 1917г. эмигрировала во Францию.


Сочинения: Бронзовая эмалевая чаша I-II веков, найденная в Римском погребении города Намюра. - М., 1912; Впечатления моей жизни.-Париж, 1933; Л., 1991; Эмаль и инкрустация.-Прага, 1930.


Источники: Археологический и этнографический музей княгини М.К. Тенишевой в селе Талашкине, близ Смоленска//Исторический вестник, 1901, т. 86, с. 375, 376; Княгиня М.К. Тенишева и основанный ею «Историко-этнографический музей» в Смоленске//Нива, 1911, № 28, с. 519, 520; Отчет Общества изучения Смоленской губернии по 1-е января 1912 года. - Смоленск, 1912. - С. 4; Отчет о деятельности Смоленской Ученой Архивной Комиссии (с 1 января 1913 года по 1 января 1914 года). - Смоленск, 1914. - С. 3; Отчет о составе и деятельности Смоленского Церковно-Археологического комитета за 1912 год//Смоленские епархиальные ведомости, 1913, № 13-14, отдел официальный, с. 424; Отчет Смоленской Ученой Архивной Комиссии за второй год ея существования. (3 апреля 1909 года 3 апреля 1910 года). - Смоленск, 1911.-С. 11,64.


Литература: Данилевич Н. Жизнь и дело Марии Тенишевой//Памятники Отечества, 1992, № 28. с. 83-90; Журавлева Л.С. Княгиня Мария Тенишева. - Смоленск, 1992; она же. Талашкино. - М., 1989; она же. Тенишева Мария Клавдиевна//Смоленская область: Энциклопедия. -Т 1 [Персоналии]. - Смоленск. 2001. - С. 247; она же. Тенишевский музей «Русская старина». - Смоленск, 1998; Озер Дж. Мир эмалей княгини Марии Тенишевой. - М., 2004. - С. 10-13; Стрижова Н.Б. Тенишева Мария Клавдиевна. - Российская музейная энциклопедия. - Т. 2 [Н-Я]. -М., 2001. -С. 234, 235; Фролов А.И. Мария Тенишева//Основатели российских музеев: Учебное пособие. - М., 1991. - С. 62-79.


М.В. Иванов
Смоленский край: история музейной деятельности на материалах частных собраний, выставок и музеев (конец XVIII- первая треть XX вв.)
Смоленск
2005 г.

русская дворянка, общественный деятель, художник-эмальер, педагог, меценат и коллекционер

Мария Тенишева

Краткая биография

Княгиня Мари́я Кла́вдиевна Те́нишева (урождённая Пятковская , по отчиму - Мария Морицовна фон Дезен; в первом браке - Николаева ; 1858-1928) - русская дворянка, общественный деятель, художник-эмальер, педагог, меценат и коллекционер. Основательница художественной студии в Петербурге, Рисовальной школы и Музея русской старины в Смоленске, ремесленного училища в Бежице, а также художественно-промышленных мастерских в собственном имении Талашкино.

Мария Пятковская родилась 20 мая (1 июня) 1858 года в Петербурге. Рано вышла замуж за Рафаила Николаевича Николаева. У супругов родилась дочь, также названная Марией, однако брак не сложился. Вскоре Мария Клавдиевна с маленькой дочерью уезжает в Париж к знаменитой Маркези учиться пению. У неё было прекрасное сопрано. Через некоторое время по возвращении в Россию Мария Клавдиевна знакомится с В. Н. Тенишевым. В 1892 г. Мария вступила в брак с князем Вячеславом Николаевичем Тенишевым - крупным российским промышленником (родные мужа бесприданницу не признали, и в родословную князей Тенишевых Мария Клавдиевна не была вписана). Супруги поселились недалеко от Бежицкого завода в имении Хотылёво, приобретённом князем Тенишевым в Брянском уезде Орловской губернии и расположенном на берегу реки Десны, где княгиней была основана одноклассная школа. Просветительская деятельность княгини Тенишевой началась с организации ремесленного училища близ Бежицкого завода, первый выпуск которого состоялся в мае 1896 года, столовой и клуба для рабочих завода.

М. К. Тенишева обладала великолепным художественным вкусом, чувствовала и любила искусство. «Настоящей Марфой Посадницей» назвал её Н. К. Рерих. Тенишева собирала акварели и была знакома с художниками Васнецовым, Врубелем, Рерихом, Малютиным, Бенуа, скульптором Трубецким и многими другими деятелями искусства. Ею была организована студия для подготовки молодых людей к высшему художественному образованию в Петербурге (1894-1904), где преподавал Репин. Параллельно была открыта начальная рисовальная школа в Смоленске 1896-1899 гг. Во время пребывания в Париже Тенишева училась в Академии Жюлиана, серьёзно занималась живописью, коллекционированием.Коллекция акварелей русских мастеров была передана Тенишевой в дар Государственному Русскому музею.

Мария Клавдиевна субсидировала (совместно с С. И. Мамонтовым) издание журнала «Мир искусства», материально поддерживала творческую деятельность А. Н. Бенуа, С. П. Дягилева и других выдающихся фигур «Серебряного века».

Заветной мечтой М. К. Тенишевой было эмалевое дело, в котором её ожидал огромный успех. Именно благодаря трудам Тенишевой и её исканиям было возрождено эмалевое дело, совместно с художником Жакеном были разработаны и получены более 200 тонов непрозрачной (опаковой) эмали, восстановлен способ изготовления «выемчатой» эмали. Труды Марии Клавдиевны были оценены по достоинству, и во Франции она была избрана действительным членом Общества изящных искусств в Париже и членом Союза декоративно-прикладного искусства в Париже. После выставки своих работ в Риме Тенишева получила Почётный диплом от итальянского Министерства народного просвещения и была избрана почётным членом Римского археологического общества.

Истинной страстью М. К. Тенишевой была русская старина. Собранная ею коллекция предметов русской старины была выставлена в Париже и произвела неизгладимое впечатление. Именно эта коллекция стала основой музея «Русская старина» в Смоленске (ныне в собрании Смоленского музея изобразительных и прикладных искусств им. С. Т. Конёнкова). В 1911 году Тенишева передала в дар Смоленску первый в России музей этнографии и русского декоративно-прикладного искусства «Русская старина». Тогда же удостоена звания почетной гражданки города Смоленска.

Одним из главных просветительских проектов в жизни Тенишевой стало Талашкино - родовое имение княгини Екатерины Константиновны Святополк-Четвертинской (урождённая Шупинская) (1857-1942), которое Тенишевы приобрели в 1893 г. (управление делами было оставлено в руках бывшей хозяйки). Дружившие с детства Тенишева и Святополк-Четвертинская воплотили в Талашкино концепцию «идейного имения», то есть центра просветительства, возрождения традиционной народной художественной культуры и одновременно - развития сельского хозяйства.

В 1894 г. Тенишевы приобрели недалеко от Талашкина хутор Флёново и открыли там уникальную по тем временам сельскохозяйственную школу, собрав превосходных преподавателей и богатейшую библиотеку. Использование самых передовых достижений аграрной науки позволило школе готовить высокоэффективных фермеров, которых требовала реформа Столыпина.

После 26 марта 1919 г. Тенишева вместе с самой близкой подругой Е. К. Святополк-Четвертинской, горничной Лизой и близким другом и помощником В. А. Лидиным покинула Россию навсегда и уехала через Крым во Францию. Написанные в эмиграции и опубликованные в Париже уже после её смерти воспоминания княгини Тенишевой - «Впечатления моей жизни. Воспоминания» - охватывают период с конца 1860-х до новогодней ночи 1917 г.

Тенишева скончалась 14 апреля 1928 г. в парижском пригороде Ля-Сель-Сен-Клу. В некрологе, посвящённом Марии Клавдиевне, И. Я. Билибин писал: «Всю свою жизнь она посвятила родному русскому искусству, для которого сделала бесконечно много» .

tattooe.ru - Журнал современной молодежи